Найти тему
сушиsтка

Влияние культурных традиций на деловой этикет Китая

Китай долго оставался закрытой страной, но со временем это изменилось. Сложно отрицать, что культура общения в Поднебесной сильно отличается от западной. Для ее понимания нужно изучать социальные утопии Китая, например конфуцианство, даосизм, моизм, марксизм-ленинизм и др., а также историю самой страны. Это относится и к деловому этикету КНР.

    Традиции в повседневной жизни Китая.

Для того, чтобы оценить насколько велико влияние традиций на деловой этикет Китая, необходимо, в первую очередь, понять, какую силу традиции имеют в повседневной жизни граждан. При сотрудничестве с представителями Поднебесной данная информация поможет правильно выбрать тактику в коммуникации с коллегами. 

Во-первых, в Китае существуют свои национальные праздники, которые отмечают каждый год. Например, Чуньцзе, Китайский новый год, который наполнен такими ритуалами, как: танцы льва и дракона, демонстрация чайной культуры и др. Также в Китайской народной республике отмечают Праздник середины осени и Праздник чистого света. Все это является современным символом общности исторического происхождения китайцев. Необходимо понимать, что эти праздники установлены на государственном уровне, следовательно, это календарные нерабочие дни в КНР. Важно учитывать эти факторы, например, при деловой поездке в Поднебесную, чтобы заранее планировать сделки или встречи с китайскими коллегами. Стоит также упомянуть свадьбы в Китае. Свадьба это последовательность определенных обрядов, которые практически обязательны к исполнению, как пишет А. А. Яковлева : “свадебный обряд выявляет традиционную матрицу культуры”, например, главенствующая роль статуса над самими молодоженами, уклон на коллективизм, а не индивидуализм, не спонтанные действия, а строгие формы. Обычаи свадьбы сохранились до сих пор, это важно понимать, чтобы знать, как действовать, если  китайский партнер пригласит зарубежного партнера на церемонию. Как итог, традиции это неотъемлемая часть жизни практически каждого китайца.

Культурные ритуалы в деловом общении.

Китайская культура считается высококонтекстной. Имеется в виду, что в коммуникациях больше ставится акцент на невербальное общение, то есть при передаче информации используется не только прямое общение, но и другие знаки. На деловых переговорах с представителями КНР их партнерам желательно избегать: пристальных прямых взглядов, прикосновений, повышения голоса при диалоге, крепкого рукопожатия, ответа “нет” на просьбу и открытой конфронтации.

 Особое место в китайской культуре имеет категория уважение к старшим - сыновья почтительность “孝”, это одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии. Китайские исследователи Ван Цинь и Сунь Шичао считают, что выстраивание дискурса современного Китая происходит в соответствии с древним принципом – сыновней почтительностью. Это выражается в том, что ярко определен авторитет старшего, например, по возрасту, в семье, по званию, по власти и т.д. Сыновья почтительность в наши дни проявляется в том, что при встрече необходимо сначала обращаться к старшему по званию, вести переговоры с руководителем группы, а не с его помощником. Для этого необходимо четко изучить иерархию компании, с которой проходят переговоры. Как подчеркивают большинство экспертов, для китайцев важна их репутация - мянцзы, в общении желательно избегать неоднозначных ситуаций, где может быть нарушена репутация китайских коллег. В деловом общении партнеры из КНР большое внимание уделяют внешнему виду партнеров, их одежде и манере их поведения. Таким образом, стараются определить статус каждого участника, на который в значительной мере далее они будут ориентироваться.

Важно отметить, что одна из ключевых частей знакомства - обмен визитками. С ней необходимо обращаться бережно, принимать ее необходимо двумя руками, уделить ей внимания, изучить. 

Следующий аспект, это концепция свой-чужой у китайцев. Представителям КНР необходимо построить доверительный союз, так как в прошлом конфликты с внешними захватчиками, в сумме с обособленностью страны на протяжении нескольких веков сформировали недоверие к «незнакомцам» . Для того, чтобы подписать договор с китайской компанией, необходимо пройти определенные этапы выстраивания отношений. Китайские бизнесмены активно проводят многочисленные неформальные мероприятия, где проверяется искренность намерений компаньона. Ю. Г. Смертин указывает на то, что раньше общественная роль винопития в Китае была “средством укрепления дружеских и творческих связей в среде образованного класса”. Можно сказать, что это также является отголоском традиций Поднебесной. Конфуцианство оказало большое влияние на КНР. Цитата Конфуция «не делай другим того, что вы не хотите, чтобы другие сделали с тобой» дала начало принципу реципрокности, который является для китайцев важным аспектом в деловых коммуникациях. Для того, чтобы бизнес в Китае имел перспективы дальнейшего роста, он должен базироваться на доверии участников. Конфуцианство в большинстве своем рассматривает межличностные отношения, как следствие, для коллег из КНР важно выстроить дружеские отношения. В статье А. В Поданева сказано, что  “китайский народ признает два вида отношений, теплые дружественные и безличные рыночные отношения. Дружба является привилегией инсайдеров». Следовательно, все неформальные мероприятия с коллегами необходимы для достижения положительного результата в бизнесе.

В Китае положительно относятся к такому проявлению дружелюбия, как подарки. Не стоит дарить китайским коллегам часы, потому что это «送钟» созвучно с «送终» “готовить к погребению”, но к наручным часам это не относится; в список нежелательных подарков также входят зонт и обувь. Подарки не должны ассоциироваться с цифрой четыре, так как она звучит как “смерть”, а также стоит избегать белый цвет, так как это цвет траура.

Также можно проследить во внешней политике КНР ритуал преподнесения подарков.  Например, Си Цзиньпин дарил В. В. Путину "легендарного шелкового скакуна" и столовое серебро пекинской гостиницы "Дружба", на котором выгравирован образ красавицы Древнего Китая и цветы магнолии; жучжэнский​ гуцинь (народный музыкальный инструмент) и тяньцзиньский нижэньчжан (глиняную фигурку) с лицом российского президента.  Китайская делегация также часто преподносит подарки, например на юбилей Омска - бронзового дракона, а Ульяновскому музею портрет молодого В.И. Ленина. 

   КНР является одной из тех стран, которая трепетно относится к традиционному культурному наследию, что заметно по его действиям во внешней политике, например, чайная церемония, проведенная Си Цзиньпином для Д. Трампа в "Запретном городе". Чем примечательно это событие - чайная церемония это один из древнейших ритуалов в Китайской культуре, она также была проведена в несколько сокращенном виде специально для Западных коллег.

В настоящее время, политические отношения  с китайской стороной являются одними из приоритетных векторов развития во внешней политики РФ. Как упоминалось ранее, под влиянием конфуцианства в межличностных отношениях жители Поднебесной рассматривают дружбу как важную ценность. Это можно заметить в высказывании Си Цзиньпиня : «Для китайского народа Путин — искренний и давний друг. А для меня лично Владимир Владимирович — самый близкий друг <...> Я ценю и дорожу нашей искренней дружбой».

В данной статье рассмотрены основные аспекты делового этикета Китая, которые важны для выстраивания отношений в бизнес сфере. Как удалось заметить, несмотря на то, что китай модернизируется и активно развивает технологии, все еще в деловом общении играют роль традиции. Для успешной бизнес коммуникации необходимо считывать невербальные знаки компаньонов, понимать как правильно реагировать на предложения, уметь преподнести себя и соблюдать правила коммуникации, учитывая историю и традиции Китая. Нужно понимать не только аспекты делового этикета, но и жизни обычных граждан КНР, чтобы успешно вести бизнес в этой стране. На примере дипломатического этикета можно заметить, что традиции и древняя культура имеют важное значение для Китая и его представителей.