Прочла интересную новость. Она не касается акварельной живописи напрямую, но тоже про художников. Суть новости в чем-то продолжает беседу, начавшуюся в комментариях к моей недавней статье о тексте, который написал искусственный интеллект про акварель.
Художницы подали в суд на искусственный интеллект за использование их произведений, но..
Итак, группа 3D художниц подала в суд на генераторы искусственного интеллекта, которые по тестовому описанию создают изображения, подражающие их манерам письма. В основе обвинений – использование произведений художниц для обучения искусственного интеллекта и незаконная конкуренция, когда машина дублирует стиль художника. Ответчики же приводят довод, что искусственный интеллект в данном случае – не более, чем сложный инструмент для создания коллажей.
...Леонардо копирует Верроккьо...
Но давайте посмотрим на историю искусства. Копирование как метод обучения живописи никогда не порицался. Художники эпохи Возрождения нанимали в боттеги (мастерские), подмастерьев для выполнения больших заказов. Эти помощники, кроме всего прочего, должны были копировать манеру письма Мастера, хозяина боттеги. Случалось, что ученики превосходили мастеров. Самое известное происшествие такого рода когда шестнадцатилетний Леонардо да Винчи написал второстепенные фигуры ангелов на полотне Андреа Верроккьо «Крещение Христа» круче мастера. Тогда Верроккьо признал свое поражение, настолько это было великолепно.
...а Ван Гог - японцев
Более близкий к нашему времени пример из жизни великих – Ван Гог, который копировал гравюры Утамаро, Хиросигэ и Хокусая. Европа тогда только открыла Японию и ее искусства.
Ван Гог был увлечён коллекционированием и копированием, причем он не просто срисовывал, а копировал по клеточкам. Это способ, когда сетка наносится сначала на объект для копирования, а потом на чистый лист или холст, куда и переносятся контуры рисунка.
Но копирование для Ван Гога было питательной средой, чтобы создать СВОИ новые, оригинальные произведения. Он даже использовал термин японская кухня (англ. Japanesery), для выражения влияния японского искусства на его творчество.
Посмотрите на «Цветущие ветви миндаля».
В картине открытые яркие цвета и необычный для европейца взгляд - несколько цветущих веток, вне какого-либо окружения. Художник будто лежит под деревом и любуется цветением.
А еще есть реплики и оммажи
Итак, молодые художники всегда копируют маститых и примеров тому в истории искусства очень много. Конечно, бездумное копирование пользы не дает (хотя делают и так). Гораздо важнее и результативнее - аналитически изучать авторские технику и композицию, продумывать смыслы.
Совсем недавно случай из жизни еще раз дал мне понимание, что иногда необходимо и достаточно проговорить вслух композиционные или технические особенности какой-то работы. Рассуждала с племянником про его копию графического листа одного из прекрасных художников, и сама вдруг увидела то, что раньше не замечала в этой работе. Почти по известной приговорке: "объяснила так хорошо, что сама поняла"
Многие художники, выполняя копию, не довольствуются Ctrl C + Ctrl V, но творчески перерабатывают оригинал. Такие работы принято называть репликами. Мне нравится думать об этом как о диалоге: художники подают реплики, обмениваются мнениями)
Иногда в картине художника можно увидеть чужую работу. В качестве примера - вот портрет коллекционера Ивана Морозова работы Валентина Серова. Фон портрета - картина Анри Матисса "Фрукты и бронза".
Интересно, что Серов с долей иронии отзывался о творчестве Матисса: "... хотя и чувствую в нем талант и благородство, но все же радости не дает... Все чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься".
Дальше реплик идут оммажи – произведения, созданные в качестве дани уважения к признанному мастеру. Художник таким образом выражает восхищение творчеством своего кумира.
В искусстве все уже придумано до вас...
«В искусстве все уже придумано до вас», - так говорил нам, студентам, преподаватель, когда я училась в художественном вузе.
Однажды я задалась целью проследить влияние художников друг на друга. Не берусь утверждать, что влияние было прямым, но порой созвучия интересны.
Сравните авангардиста Аристарха Лентулова и Поля Сезанна. Цвет, пластическое решение, - как будто одна рука писала. Чуть меньше ста лет между ними.
Примерно столько же между Александром Семёновым и Клодом Моне.
Второй широкой публике известен, а вот первый - представитель Ленинградской школы живописи. 60-80 гг прошлого века. Но ведь похожи? Точкой зрения, цветом, перетеканием воздушных масс и толп людей.
Следующий - ещё один представитель Ленинградской школы (просто очень люблю эту школу) Николай Познеев и Александр Бенуа.
И оба смотрят на пейзаж как на театральную сцену, где деревья выполняют роль кулис.
И, наконец, мое любимое: Галина Румянцева «Молочница» (огромное спасибо читательнице Татьяне, которая подсказала имя автора картины) и Николай Фешин «Обливание». Как интересно гротескно, острохарактерно сделаны лица. Но тем острее сопереживание персонажам.
Я тоже копирую
В конце статьи немножко про себя. Я вернулась в живопись лет пять назад, после значительного перерыва. И начала тоже с копирования. Хорошо, что современные художники щедро делятся своими приемами и секретами на многочисленных уроках. Моим толчком стали несколько мастер-классов Сергея Курбатова на известной образовательной платформе и выезд с ним на пленэр в Суздаль.
Правда, я очень быстро поняла, что учиться у мастеров - замечательно, но надо искать свою дорогу, перерабатывая в себе увиденное и услышанное.
В работах, которые я делала сразу после этих мастер-классов, еще очень видно влияние Сергея, мне кажется.
Возвращаясь к новости, которая подтолкнула меня к написанию опуса, который вы прочли: искусственный интеллект ПОКА не создает абсолютно оригинальные картины. Пользуемся этой форой)))
Подписывайтесь, ставьте лайки. Еще порассуждаем об искусстве)