Найти тему
Переплёт

Чудо в перьях: "птичий" рассказ Джеймса Балларда

Оглавление

Во втором сезоне анимационного сериала "Любовь, смерть и роботы" один из эпизодов, "Утонувший великан", снят по рассказу Джеймса Балларда. Заинтересовавшись творчеством автора, начал собирать о нём информацию и прочитал ещё один его рассказ. О нём и расскажу.

Речь в этом рассказе о птицах. Пернатые в фантастике вообще довольно частные гости и виной этому, пожалуй, вечная мечта человека о крыльях. И после прочтения этого рассказа появилась идея сделать цикл публикаций под названием "Чудо в перьях", что-то типа антологии птичьего жанра.

Начну составлять подборку с рассказа Балларда - представителя "новой волны" английской фантастики, не такого известного у нас, как Муркок или Желязны, но не менее яркого.

Гигантские птицы Джеймса Балларда

В рассказе “Гнёзда гигантской птицы” показан мир, где птицы стали значительно больше своих привычных размеров из-за использования людьми нового вида удобрений. Произведение крепко завязано на концепции опасности бездумного пользования природой, экологи могут смело брать рассказ для своих самых радикальных лозунгов.

Идея проста - люди удобряли поля, птицы клевали удобрения. И вдруг пернатые стали стремительно расти, огромные тела стало трудно насыщать растительной пищей. В первый год отклонение от нормы было таковым, что голуби могли охотится на овец. Когда прошёл второй год после изобретения нового вида удобрений, те же голуби и чайки изменили свой рацион, добавив туда человека.

На этом фантастическом допущении можно было бы развить хоть историю постапокалипсиса (в чём Баллард мастер), хоть научно-фантастический экшн о поисках средства для истребления хищных гигантов. Но автор решил сместить акцент от фантастики в сторону психологии. Стал ли рассказ от этого лучше или хуже? Судить каждому самому, тут надо попробовать прочитать.
-2

Вместо развития темы гигантских птиц рассказ построен на описании жизни капитана корабля, который беспрестанно отражает нападения всё новых и новых стай. Сюжета развивается крайне неспешно, вспоминаются даже работы Тарковского (только у последнего в части медлительности было больше таланта).

Произведение нельзя назвать лёгким чтивом, возможно, из-за его мрачности. Почти в каждом абзаце автор напоминает читателю, что остров, напротив которого стоит на рейде кораблик, просто завален сотня птичьих тел - капитан не жалеет патронов для своего пулемёта.

Но это не хоррор, птичье кладбище тут всего лишь фон для создания мрачной атмосферы. Тема птиц не развивается дальше заваленного ими берега, не затрагивается тема общества вообще, Баллард сосредоточен только на отдельных индивидах, которые живут обособленно. Капитан - на корабле, а на острове - женщина в белом платье, собирающая самые крупные птичьи перья. Зачем они ей? С этим вопросом и попытается разобраться капитан.

Финал у рассказа "Гнёзда гигантской птицы" странный, сюрреализма тут немало. Хоть именно к такой концовке и подводил автор, но всё равно последняя сцена выглядит чужеродно. Впрочем, если вы читали другие произведения Балларда или смотрели серию "Утонувший великан" и вам понравилось - то рассказ можно смело признать эталоном его творчества.

А ещё тут можно попробовать с помощью одного из классиков новой английской фантастики разобраться в потёмках женской души, не без этого.

Рассказ входит в новую рубрику "Чудо в перьях" (ссылка ведёт на сайт блога) и подборку "Рассказ на час", ведущуюся в Переплёте на Бусти. Заходите, читайте, подписывайтесь.

Читали книги Балларда? И что ещё посоветуете на "птичью" тему?