Найти в Дзене

Их история легла в основу сюжета "Вокзала для двоих": Людмила Максакова и Микаэл Таривердиев

В последнем выпуске программы "Звезды сходятся" герои вспомнили аварию 9 мая 1967 года с участием композитора Микаэла Таривердиева и актрисы Людмилы Максаковой. Это до сих пор будоражит чувства, потому что легло в основу сюжета фильма Э. Рязанова "Вокзал для двоих" (1983). Хотя сегодня нет точного ответа: кто управлял машиной в тот злополучный вечер.

В 60-е годы карьера выпускника Щукинского училища только набирала обороты. Людмила Максакова играла на сцене театра. Вахтангов уже начал сниматься в фильмах: "Жили-были старик со старухой", "Татьянин день". Ей еще не было 25, когда она впервые встретилась с Таривердиевым в крымском санатории "Актер". Композитор был на 9 лет старше и, не будем этого скрывать, женился на солистке филармонии Елене Андреевой. У них уже был сын Карен, родившийся в 1960 году.

Элегантный, общительный, он произвел сильное впечатление на актрису, и их первый вечер знакомства закончился в ресторане. Однако Максакова не была готова к более тесному общению и с плачем покинула комнату композитора. Год спустя они снова случайно встретились в Крыму и вспоминали это событие со смехом. На этот раз между ними завязались романтические отношения, которые длились три года.

В программе "Судьба человека" Л. Дочь Максаковой Мария призналась, что Таривердиев был не просто влюблен в молодую актрису, он был "болен" ею. Их отношения продолжались до трагического момента, когда "Волга" композитора сбила 16-летнего мальчика, перебегавшего Ленинградский проспект в Москве.

Сегодня главного участника этих событий нет в живых. Сердечный приступ унес жизнь композитора летом 1996 года. Ему было всего 64 года. По словам Людмилы Максаковой, несчастный случай и заключение в тюрьме серьезно подорвали здоровье Таривердиева. Сегодня актриса, которой недавно исполнилось 82 года, продолжает настаивать на своей интерпретации того, что произошло 9 мая 1967 года.

9 мая 1967 года пара нанесла визит. Композитор, приехавший на машине, позволил себе выпить. Причина была "тяжелой" - он ревновал актрису к режиссеру Григорию Чухраю. Но в конце вечера Таривердиев остыл и предложил развезти гостей по домам. Когда влюбленные остались одни на Волге, на Ленинградском проспекте произошла авария. 16-летний юноша спешил к девушке, которая стояла на другой стороне улицы, и был сбит машиной композитора.

Максакова поразила не столько сама авария, сколько тот факт, что Таривердиев покинул место происшествия и вернулся только после того, как его переехала чужая "Волга". Ее водитель крикнул: "Что ты делаешь, ублюдок?"На душе у актрисы было отвратительно. Молодой человек прожил некоторое время, но через несколько дней скончался в больнице. Людмиле Максаковой было неловко за своего возлюбленного, с тех пор отношения дали трещину. По ее мнению, тот факт, что Таривердиев получил приговор всего за два года, является заслугой его адвоката.

Как бы там ни было, Таривердиев напишет самую пронзительную музыку к фильмам ("17 мгновений весны", "Ирония судьбы", "Пропавшая экспедиция") после двух лет тюремного заключения. Сотрудничая с Е. Рязановым, он поделится своей историей, которая ляжет в основу сюжета "Вокзала для двоих". Герой Басилашвили взвалил вину на свою жену, которая стала виновницей аварии.

На это также претендуют Вера Колосова, третья жена композитора, с которой он прожил последние 13 лет, и Мария Максакова, дочь актрисы. В программе "Судьба человека" она утверждала, что Таривердиев спас ее мать, потому что научил ее водить машину. Он понимал, что она все еще неопытный водитель, поэтому чувствовал собственную вину. Более того, молодая женщина так много плакала! Таривердиев сообщил сотрудникам полиции, прибывшим на место аварии, что он сам был за рулем. Хотя ему это было приятно, потому что он пил алкоголь за праздничным столом.

Пути влюбленных разошлись после того, как Максакова ушла со своими друзьями с последнего судебного заседания. Композитору, который в итоге получил срок, засчитанный ему за пребывание в тюрьме, это показалось предательством.

Я поймал себя на мысли: для меня не имеет значения, как это было на самом деле. Я хочу верить, что мужчины готовы на все ради женщины, которую они любят. Особенно талантливый, как Таривердиев. Автор серьезной музыки (пять опер, четыре балета и т.д.), он остается для меня непревзойденным композитором лучших советских и российских фильмов. На счету Таривердиева 132 работы: от "юности наших отцов" до "разыскивается опасный преступник."Его музыка живет самостоятельной жизнью в кадре, становясь полноправным участником картины. Я могу смотреть на эту сцену встречи Штирлица со своей женой бесконечно.

Композитор оставил нам более ста песен и романсов. Их особенность в том, что они написаны по произведениям высокой лирики М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского и Р. Рождественского. И вы тоже можете слушать их бесконечно.