Из серии: последние дни Тартарии. Из цикла: Политически-картографический детектив. "Московия-Тартария"-российская секретная операция.
О том, что будет написано ниже вам не расскажут ни официальные историки, ни правительство, а тем более альтернативные писатели.
И речь пойдёт о самой секретной типографии на территории России.
Типография Киприянова.
О ней мало что известно. То, что известно это самая малая часть того чем занимались работники данной типографии. А им было есть чем заняться.
После того как в смутные времена был убит царевич Фёдор и почти все материалы по операции "Московия-Тартария" попали в руки правительств из не дружественных стран, в руководстве России задумались над тем, где хранить и перерабатывать секретную картографическую и географическую информацию по освоению Дальнего Востока, и информацию по другим территория.
Правители европейских стран хотели более подробно знать о новых российских открытиях и об Тартарии.
По-прежнему все данные по новым землям поставлялись на стол к царю и он в отдельной комнате под охраной хранил данные секретные материалы. Но материала становилось всё больше и больше, а информация по Тартарии интересовала европейских правителей, картографов, торговцев и людские массы всё чаще и чаще.
Операция "Московия-Тартария" была в самом разгаре.
Вернувшись из Великого посольства Пётр всё обдумывал: "отдать ли накопленные знания частным картографам как это было в Европе или всё взять под государственный контроль".
"Если отдать в частные руки то это уже будет не секретная операция, Всё продадут и перепродадут за рубеж"- размышлял Пётр. - "Да и глядя на их карты.. Кто во что горазд. Полный бардак. Каждая карта отдельно взятого картографа представляла собой произведение искусства, а не официальный картографический материал. Особенно по Дальнему Востоку. Исключение составляли карты не для общего пользования находящиеся у правительств и капитанов. А остальные просто пытались обновить старые добавляя в них новый, добытый разными способами материал".
Россия торопилась с официальным оформлением Российских территорий. И на первых порах, для создания единой карты, было передано Ремезову. Человеку не понаслышке знающему Сибирь. Ремезову под подписку о неразглашении стали передавать полученный, исследовательский материал по Сибири и Дальнему Востоку. Ремезов старался как мог, но в ручную отрисовка карты выходило очень и очень медленно. К тому же постоянно приходили новые сведения, и на перерисовку опять требовалось время, а у России его не было.
Ремезову было дозволено и написание освоение Сибири.
Смотреть "Краткая сибирская летопись".
И тогда было принято решение полностью картографию перевести под европейский печатный формат.
К печатному делу привлекли библиотекаря Василия Киприянова, человека знакомого с печатным делом.
В 1705 году Пётр назначает Киприянова управляющим при Московской типографии в которой печаталась нужная для России книжная продукция в области математики, географии, картографии и другим направлениям вплоть до военных и секретных. В типографию, из Европы, поступали для переводов книги нужные для российских учёных и исследователей. Для поддержания финансово типографию всё, что можно было публиковать, публиковали.
В 1706 году при типографии Киприянова была образована торговая лавка и библиотека. В этом же году типография из ряда общественных полностью переходит в военное ведомство и становится секретной. Типография стала печатать не только книги, но литературу и карты для военных и отдельно карты для массового потребления. Якову Брюсу было приказано обеспечивать типографии секретность. За разглашение секретного материала виновные наказывались и порой жёстко.
Из Дальнего Востока, Сибири, из всей России и из за рубежа поступала секретная информация. Данная информация обрабатывалась, группировалась и систематизировалась.
Но средств и мощностей не хватало. Для этого было решено часть сведений передавать европейским партнёрам которые используя свои деньги и время занимались географией, картографией и историей России. Одним из таких усердных работников стал Витсен. Поступающие в типографию Киприянова книжные и картографические издания, переводились на русский язык. Их использовали для создания карты будущей территории Российских владений, а для народа и обратно для европейцев издавался европейский стандарт картографического мира и стандартный вариант по Дальнему востоку с указанием Тартария.
Смотреть карту.
В Европе считали, что эта та же самая территория указанная когда-то Г. Меркатором, но только с новыми подробностями.
Потом в правительстве России приняли решение о перепечатывании карты.
"Слишком рано".
И в 1713 году из типографии Киприянова выходит новый-старый вариант карты мира который будет поставляется в Европу до конца секретной операции.
Смотреть карту.
Типография Киприянова была секретной до той поры пока Пётр не издал указ о создании Петербургской Академии наук. Большая часть исследовательского материала перешла туда. В академию наук стали приглашать европейских учёных, историков, картографов и географов. Миллер был самым первым из них. Миллер должен был объехать Сибирь и подтвердить для иностранного сообщества информацию о Российских владениях. Начал он с описания близлежащих сибирских территорий, а закончил Камчаткой. Та информация которая ранее поступила для чтения на европейские прилавки подтвердилась. Миллер от российского правительства получил эксклюзивное право на печатание в Европе материала по России. Всё то, что Миллеру предоставляли и то, что увидел и узнал, он с воодушевлением преподнёс европейскому читателю.
В 1734 году после издания первого Атласа Российский Империи
Смотреть атлас.
и первой каты
Смотреть карту.
типографию Киприянова, закрыли. Секретную информацию передали в соответствующие подразделения, а всё, то что не являлось больше секретным в Петербургскую Академию наук. Иностранный научный мир, из работников академии, с удовольствием всё опубликовал, печатая на своих станках.
Смотреть иллюстрацию.
Несколько секретных документов, которые всё-таки попали в общее пользование.
Автор статьи: Ануфриев Олег Борисович.
ПОЖЕРТВОВАТЬ на развитие канала.