В России все люди с высшим биологическим образованием, в том числе, получившие его совсем недавно, уверены, что хвойные это класс из отдела голосеменные. Действительно, на всём протяжении 20-го века голосеменные считались четкой естественной (т.е. имеющей одного общего предка) группой, а именно, отделом. Вторым таким же отделом были цветковые. Это представление и система голосеменных из 4 ныне живущих классов казались нам такими же устойчивыми, как климат и руководящая роль КПСС.
Армен Леонович большое внимание уделял популяризации ботанических знаний, в частности, лично руководил изданием последних томов знаменитой многотомной «Жизни растений» (1974-1982), посвященных высшим растениям.
Противники этой точки зрения, которые сомневались в происхождении всех голосеменных от одного предка, были всегда. К настоящему времени эта гипотеза получила веские доказательства и стала почти общепризнанной теорией. Радикальные изменения произошли из-за молекулярной революции в филогенетике и, соответственно, систематике, которая началась на рубеже прошлого и нынешнего веков. Если раньше о родстве разных групп судили на основании морфологических признаков, которые каждый исследователь выбирал и толковал, как умеет, то теперь о родстве стали судить непосредственно по структуре ДНК, что резко сократило возможности субъективных оценок.
По этой новой системе все семенные растения (а также и все остальные наземные растения, т.е. мхи + плауны + хвощи + папоротники) относятся к одному классу Equisetopsida (Хвощевые). Нет, это не опечатка. Почему именно хвощевые, объяснить можно: так велит кодекс ботанической номенклатуры, это связано с приоритетностью названий. Но мы в эти тонкости вникать не будем. Оставим название на совести ботаников. Для нас важно, что этот класс – МОНОФИЛЕТИЧЕСКИЙ: имеет одного общего предка. Обратите внимание, что это даже не отдел, а всего лишь класс, который сформировали из 6 (!) прежних отделов. Тут отразилась общая тенденция современной эволюционной систематики - зреть в корень: главные «развилки» древа растений, породившие отделы, произошли задолго до появления высших растений.
Внутри класса Equisetopsida 14 подклассов. Все они отделялись от основного ствола филогенетического древа по очереди и по одной, т.е. у них нет общего предка. Первые 9 подклассов относятся к высшим споровым: мхи, плауны, хвощи, папоротники. Почему их не 4, а 9, разбираться не будем, поскольку это не наша тема. 14-й подкласс Magnoliidae (покрытосеменные или цветковые) полностью совпадает с прежним отделом Magnoliophyta. А вот отдел Pinothyta или Gymnospermae (голосеменные) исчез без следа. Он отсутствует даже «как класс». Тем более, как отдел. На его месте появилось 4 подкласса, прямо не связанных между собой и ничем не объединенных. Получается, голосеменные как единая естественная группа существовали лишь в воображении предшествующих поколений ученых, а на самом деле их нет.
Какое значение имеет этот, казалось бы, прискорбный факт? Очень большое: для тех исследователей, которые профессионально занимаются происхождением и родственными связями высших таксонов растительного мира. Для нас же - ни малейшего. Ведь все 4 привычных нам группы голосеменных – саговниковые, гинкговые, гнетовые и хвойные – ПОКА (почему пока, мы расскажем чуть позже) сохранились в прежнем объеме и даже под прежними названиями. Никуда не исчезли также их общие свойства. Поэтому в настоящее время их продолжают объединять, правда, лишь в неформальную группу подклассов. Оно и понятно: ведь это 4 ветви, которые последовательно, одна за другой, отделились от общего ствола высших растений. А посему не будем драматизировать ситуацию. Спокойно рассмотрим структуру разнообразия в этой части филогенетического древа растительного мира.
Ну вот, теперь вы знаете то, чего не знают большинство российских биологов с университетскими дипломами. А если и дальше будете почитывать мои статейки, то узнаете еще больше о голосеменных-хвойных и со временем одной левой сможете заткнуть за пояс любого не читающего их знатока. Понимаю, что эти новые знания пока кажутся вам совершенно бесполезными. На первый взгляд, так оно и есть. Однако не зря ведь Фрэнсис Бэкон (1561-1626) делил науки на плодоносные и светоносные. Первые приносят пользу, последние – истину. Которая в конечном счете не может быть бесполезной. Впрочем, безусловно полезное у нас тоже будет. Дайте срок!
Статьи на нашем канале внутри каждой подборки логично вытекают одна из другой. Поэтому мы рекомендуем читать их по порядку. Вот ссылка на следующую статью.