Найти тему

«Прошлое помогло мне понять себя» - загадочные обстоятельства семейной истории не давали покоя

Узнать, каким на самом деле был ее дед, 48-летняя Марина мечтала с ранних лет: ей не давали покоя загадочные обстоятельства семейной истории. Ей удалось найти свои зацепки… и благодаря этому она стал лучше понимать себя и свою жизнь.

«С моим дедом по отцовской линии всегда были связаны какие-то волнующие тайны. Ни бабушка, ни папа никогда об этом не говорили, и я их почему-то никогда не спрашивал. Мало ли я знал: мой дед воевал и был в Китае после войны с войска и погиб в Порт-Артуре в 1946 году. Тогда ему был 31 год.

Город Порт-Артур всегда преследовал меня. Я хорошо помню, как мечтала в юности: когда закончу университет, начну зарабатывать деньги и обязательно туда пойду. А потом, когда я встретила своего будущего мужа, я сказала ему: давай вставай, поедем в Порт-Артур.

Сначала это был просто смутный детский сон. Но с течением времени становилось все более и более актуальным посетить место, где мой дед остался навсегда. Его мучила мысль, что его останки заброшены где-то далеко, за тысячи километров, как будто все о них забыли и никому не нужны. Но это не так, я здесь! И я хочу это помнить.

Много лет спустя выяснилось, что моя бабушка что-то сказала моей матери. Выяснилось, что в 45-м году она была единственной офицерской женой среди сослуживцев деда, которой разрешили присоединиться к мужу в Китае. Вместе со своим шестилетним сыном мой отец долго добирался до места назначения по морю. А когда он приехал, его уже не было в живых. На одном из совещаний командиров его якобы отравили японцы обслуживающим персоналом... Каждая строчка этой истории - загадка. Почему могла прийти только бабушка, почему не могли прийти другие жены? Почему моего дедушку отравили? Чем больше я узнавал о фактах, тем больше возникало новых вопросов. Но суть я понял: мой дедушка был исключительным человеком — по крайней мере, его награды доказывают это — и очень достойным. Такой же, как мой отец.

-2

Мне было всего 28, когда умер мой отец, и я очень, очень отчаянно по нему скучала. Для меня это всегда был идеал: идеал мужчин и идеал мужчин. Принципиальный, сильный, надежный. Он никогда не мог подставить, предать или пойти по чьей-то голове. Мне не хватает этих людей в моей жизни. Позже, много лет спустя, когда я узнал от мамы некоторые подробности судьбы моего дедушки, я понял: он был моим отцом! «Встретиться» с дедушкой и поклониться ему стало для меня целью и мечтой... но, к сожалению, это совершенно невозможно. Из-за проблем со здоровьем в то время мне нечего было и думать о поездке в Китай. Также я узнал, что Порт-Артур, ныне Луйшунь, закрытый город, иностранцев туда не пускают.

Я очень активный человек. Когда появился Интернет, я быстро об этом узнал. И первое слово, которое я набрал в поисковике, было, конечно же, «Порт-Артур». Просматривая одну публикацию, я наткнулся на заметку о гуманитарном фонде «Поколение», который занимается восстановлением в городе памятника русскому воину. Так впервые у меня появилась нить, связывающая меня с дедушкой.

И я схватил его обеими руками. Я написал письмо руководителю фонда... и меня неожиданно пригласили приехать в Порт-Артур с группой реставраторов! Через несколько недель, уже в самолете в Китай, я не могла поверить, что все это было правдой, что все эти события происходили со мной… В тот день было много невероятного. Многочасовой перелет Москва - Пекин - Далянь, оттуда по трассе до Люйшунь и еще немного - до памятника. Реставраторы тут же принялись за работу, и я оказался один перед воротами кладбища. Он вошел и выглядел онемевшим. Я хотел приехать сюда столько лет, но теперь я совершенно потерялся. Мне помог переводчик с китайского - отвел к смотрителю и тут же нашел имя деда в старых книгах.

Трудно передать, что я почувствовал, когда увидел нашу фамилию, высеченную на граните. Я встал на колени: радость, смешанная с болью, при мысли, что мой дедушка умер таким молодым, что мой отец осиротел в таком раннем возрасте... Я подумал: "К черту эту войну!" Потом я пробыл в Порт-Артуре пять дней и большую часть времени провел с дедушкой. Очистил памятник от глины, посадил лилию. Я разговаривал с дедом, рассказывал ему о бабушке, о нашей семье, о том, что у нее вырос правнук... Трудно было ощутить внезапное, непонятное удивление этой встречи, которая, например, оказалась, что Я был совершенно не готов внутренне. В то же время я чувствовал себя первооткрывателем, что спустя столько лет наконец-то нашел то место, куда мой отец так и не смог добраться.

-3

Я многое узнал от реставраторов о том, что там происходило после войны, и увидел новыми глазами судьбу своей семьи. Уже дома заказал табличку с дедушкиным фото и отправил с одним из реставраторов в Порт-Артур, где она была прикреплена к памятнику. И у большинства из них нет портрета. Думаю, поэтому фотографии памятника моему дедушке сейчас можно увидеть в разных местах. Иногда я смотрю на них: для меня это подтверждение того, что он больше не заброшен, не остался чужим. И я чувствую огромное облегчение от этого.

Сегодня я чувствую, что проделал очень важную внутреннюю работу. Он сделал что-то очень правильное. Этот опыт помог мне найти ответ на вопрос, почему я такой, какой я есть. Жить с моим характером непросто: я бескомпромиссна, не терплю обмана и предательства. Я не могу отступить, когда вижу несправедливость. Я вижу это сейчас: жесткое отношение к жизни. Я хочу раскрыть все секреты, которые до сих пор хранит жизнь моего дедушки. Ищу в разных архивах. По одним документам он родился в Сибири, по другим на Украине. Оказывается, дед был кадровым офицером, о котором в семье никогда не говорили.

Так кто это был? Мне нужно понять это. Поскольку я проводил это исследование для себя. Но я надеюсь, что со временем моя дочь и ее дети, мои открытия помогут им понять, что значит быть человеком и что значит жить достойно.