Найти в Дзене
авверушкин

Гунфу Ча — высшее мастерство приготовления чая

Духовно-философские аспекты чайной церемонии. Выдержки из "Записок о чае и горчице": 13 необходимостей и 9 запретов на чай. Малые чайные сидения. Акт 12. Прибор из трёх элементов (чайной пары и подставки) в чайной церемонии — это отражение макрокосма. Высокая чашка Вэнсянбэй — символ неба и энергия ян, аромат, действующий через дыхание и звёзды. Низкая чашка Пиньминбэй — символ земли и энергия инь, настой, действующий через питьё и еду. Ну, а подставка Чатоу — это символ самого человека. В 1695 году были сформированы главные принципы чайного действа (Пин Ча — "искусства вкушения чая"): мягкость, простота, сила воздействия церемонии. Сама чайная культура складывается из таких понятий, как чайное искусство (Ча И) и путь чая (Ча Дао). Первое предполагает внешнюю проявление, форму, выраженную в опыте, навыках, знаниях и умениях. Путь чая — это потенциал, в который могут выродиться внешние проявления чайной церемонии при должном уделении внимания главному и правильных внутренних движениях.
Оглавление

Духовно-философские аспекты чайной церемонии. Выдержки из "Записок о чае и горчице": 13 необходимостей и 9 запретов на чай.

Малые чайные сидения. Акт 12.

Прибор из трёх элементов (чайной пары и подставки) в чайной церемонии — это отражение макрокосма. Высокая чашка Вэнсянбэй — символ неба и энергия ян, аромат, действующий через дыхание и звёзды. Низкая чашка Пиньминбэй — символ земли и энергия инь, настой, действующий через питьё и еду. Ну, а подставка Чатоу — это символ самого человека.

В 1695 году были сформированы главные принципы чайного действа (Пин Ча — "искусства вкушения чая"): мягкость, простота, сила воздействия церемонии.

Сама чайная культура складывается из таких понятий, как чайное искусство (Ча И) и путь чая (Ча Дао). Первое предполагает внешнюю проявление, форму, выраженную в опыте, навыках, знаниях и умениях. Путь чая — это потенциал, в который могут выродиться внешние проявления чайной церемонии при должном уделении внимания главному и правильных внутренних движениях.

Уровни чайной культуры

Чай может восприниматься человеком в разном качестве. Он последовательно проходит несколько этапов:

  • чай как еда (средство восполнения жизненных сил)
  • чай как лекарство (нормализация работы внутренних органов)
  • чай как средство коммуникации и общения (формирование поля взаимодействия)
  • чай как средство творческого вдохновения (живопись, поэзия, каллиграфия)
  • чай как ритуал (способ перехода в новые качества жизнепроживания, средство инициации, волшебное заклинание)
  • чай как движение по главному пути (средство работы с собой)
-2

13 необходимостей чайной церемонии

Фэн Чжэн Син в своём труде "Записи о чае и горчице" ещё во времена средневекового Китая сформировал самые важные принципы церемониального чаепития. Они звучат так:

1. Чтобы готовить чай, не должно быть никаких дел (оставьте заботы за пределами чайной церемонии. Для того, чтобы приумножить радость от общения с чаем, вам понадобится свободное место в вашей душе).

2. Для того, чтобы приготовить хороший чай, должен быть гость, способный оценить четыре драгоценности чая (важность правильной и компетентной компании для чаепития).

3. Человек, который занимается искусством приготовления чая, должен регулярно сидеть отдельно (т.е. быть самодостаточным и устремлённым к самосовершенствованию своего тела, эмоций, ума и духа).

4. Для того, чтобы понимать Путь Чая и уметь его готовить, необходимо читать стихи (быть открытым и душевно отзывчивым).

5. Постижение Пути Чая помогает также написанию стихов (чай воспитывает сердце, очищает сознание, развивает вкус. Если принять за основу факт, что язык — это внешний канал сердца, то ясное изложение своих мыслей — это показатель чистого сердца; обладающий подобным даром имеет настоящую силу и глубину).

Дань Шань (букв. "уход в горы") — практика поиска красоты в горах.

6. Чтобы постигать природу чая, необходимо совершать неторопливые прогулки (искусство почтительного внимания и поиск вдохновения — ключ к воспитанию себя, а, значит, и к изменению окружающего мира).

7. Просыпаться нужно с чаем (он способствует мягкому и полному включению сознания; а уж то, в свою очередь, будит должным образом тело).

8. Чай отрезвляет (проясняет сознание). Чай — мягкая волна ци. Ум ведёт ци, ци ведёт тело.

9. Чай очищает (не только тело — он действует на всех уровнях: эмоциях, уме, душе).

10. Главное постигается в естественности (соприкосновение к настоящему самому себе происходит в момент, когда человек избавляется от ненужного хлама).

11. Необходимо, чтобы чайная комната была чистой и спокойной.

12. Чай пьют не для того, чтобы напиться, а для того, чтобы понять четыре драгоценности чая (правильное и уважительное развитие своего отношения к чаю: см. подраздел выше "уровни чайной культуры").

13. Необходимо, чтобы были культурные помощники (для любого процесса важна однонаправленность и вовлечённость всех его участников. Это помогает всем оставаться на одной волне и концентрировать внимание на общем деле).

7 запретов чайной церемонии

1. Нельзя не соблюдать традиции (в чайной церемонии должен присутствовать духовно-философский фундамент).

2. Нельзя пить из плохой посуды (необходимо держать внимание на церемонии, не отвлекаясь на чепуху. Необходимо радоваться процессу чаепития в максимальной форме).

3. Нельзя, чтобы гости хозяина были неравны (неравенство не позволит всем расслабиться и держать внимание на общем процессе, будет отвлекать и уводить концентрацию в сторону).

4. Одежда должна соответствовать ритуалу (соответствие критериям красоты, удобства и функциональности).

5. В чайном действе не должно быть еды и грязи (несоответствие нескольких элементов процесса убивает внимание, рождает дисгармонию и способствует разностороннему движению сознания).

6. В чайном действе не должно быть суеты и поспешности (медитативность действий как высшее проявление внимания к церемонии).

7. Нельзя, чтобы что-то отвлекало за соседней стеной (внимание и настрой должны начинаться и заканчиваться на чайном действе).

Пять элементов в чайном действе

В данном случае идёт речь не об элементах, как в западной традиции, но об всепроникающих энергиях. Чаепитие должно все их уравновешивать и гармонизировать.

-3

1. Металл (человек)

Символ намерения, воли, сознания. Действует через выстроение правильного внимания и регулировку своего сознания.

2. Вода (вода для чаепития)

Вода обязана была качественной — тогда она раскроет весь потенциал дерева.

3. Дерево (чай)

Хороший свежий чай как обязательный элемент чаепития.

4. Огонь (огонь для чая)

Нужно следить за качеством огня: иначе вода для чая выйдет слишком агрессивной (ян) или слабой (инь). Вам нужна середина!

5. Почва (утварь)

Чайная утварь должна радовать глаз, быть эмоциональной и функциональной.

В чайном действе не должно быть излишней серьёзности. Необходимо поддерживать подвижное сознание и оставаться в игривом расположении духа — именно это качество позволит вам избежать поверхности и профанации и позволит легко погрузиться на глубину.

В чайном действе важно Хогуру Ирэ (яп. "вложить дух сердца"). Важно наполнить этот ритуал своей душой, иначе церемонии грозит пустота и вымученность.

Помни: если ты держишься за настоящее, то и всё остальное выстроится по тебе. Поклоняйся красоте в буднях серых дней. И тогда обыденное станет сакральным.

-4

Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.