Найти в Дзене
Книга мудрости

Эпиктет (ок. 50- 138 гг.)

Римский философ-стоик. Родился во фригийском городе Гиераполисе. Был сыном рабыни. Его имя - рабская кличка, означающая «прикупленный». Каким-то образом - он очутился в Риме и здесь был куплен могущественным императорским вольноотпущенником и секретарем Нерона Эпафродитом. Известно, что в Риме Эпиктет изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи вольноотпущенником, вместе с другими философами был выслан из Рима по приказу императора Домициана. Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Никополисе открыл собственную философскую школу. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет быстро приобрел большую популярность. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан, автор истории походов Александра Македонского. Именно он и записал философские «Беседы» Эпиктета, который обычно не вел никаких записей. Умер Эпиктет в глубокой старости, успев завоевать и громкую славу,

Римский философ-стоик. Родился во фригийском городе Гиераполисе. Был сыном рабыни. Его имя - рабская кличка, означающая «прикупленный». Каким-то образом - он очутился в Риме и здесь был куплен могущественным императорским вольноотпущенником и секретарем Нерона Эпафродитом.

Известно, что в Риме Эпиктет изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи вольноотпущенником, вместе с другими философами был выслан из Рима по приказу императора Домициана. Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Никополисе открыл собственную философскую школу. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет быстро приобрел большую популярность. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан, автор истории походов Александра Македонского. Именно он и записал философские «Беседы» Эпиктета, который обычно не вел никаких записей. Умер Эпиктет в глубокой старости, успев завоевать и громкую славу, и покровительство императора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям и киническому образу жизни, т. е. в той крайней бедности, в какой он и прожил всю свою жизнь.

После Эпиктета остались его «Беседы», записанные Аррианом (в 8 книгах, из которых до нас дошло лишь 4), и «Руководство», от которого уцелели лишь фрагменты (благодаря «Комментарию на Руководство Эпиктета» Симпликия). Афоризмы Эпиктета сохранились в сочинениях Марка Аврелия, Максима Тирского, в «Цветнике» греческого писателя V в. Иоанна Стобейского.

  • В несчастье познается друг и изобличается враг.

  • Вспомни, что не тот тебя оскорбляет, кто поносит тебя или даже бьет, но твое чисто субъективное мнение, будто в этом есть что-то обидное.

  • Всяк, кто вольным быть хочет, не должен ни желать, ни гнушаться всего того, что от других зависит.

  • Если Бог хочет, чтобы ты представлял лицо нищего, старайся представить оное сколько можешь искуснее.

  • Если больной лихорадкой не совсем вылечился, то он легче вновь заболевает, чем человек, никогда не страдавший ею. То же бывает и с болезнями души: после них остаются раны, которые надо лечить совсем. Иначе, если ударят опять по тому же месту, рана вновь откроется и еще пуще разболится.

  • Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын Божий?

  • Если ты любишь сына своего или жену, помни, что ты любишь людей смертных. Таким образом, если случится им умереть, ты сокрушаться не станешь.

  • Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело.

  • Есть люди, которые едва только послушают мудрых поучений как уже сами начинают поучать других. Они делают то же самое что и больной желудок, который тотчас извергает принятую пищу. Не подражай таким людям. Сначала хорошенько перевари в себе то, что ты услышал, а не извергай прежде времени, иначе выйдет настоящая блевотина, которая не может служить никому пищей.

  • Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой но позорной

  • Земной человек - это душа, обремененная трупом.

  • Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастны.

  • Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то он болен расстройством желаний, точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.

  • Лопата, которой следует копать, непременно ржавеет, если лежит без всякого употребления. И все твои разумные мысли ни к чему не поведут, если ты не будешь поступать в соответствии с ними.

  • Не думай, что злые люди могут повредить тебе. Разве может кто-нибудь повредить твоей душе?

  • Не рассуждай с невеждами о правилах мудрости, но если ты совершенно оные уразумел, покажи их в своих поступках.

  • Не требуй, чтобы совершающееся происходило по твоей воле но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, и проживешь счастливо.

  • Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь в бой, в котором не от тебя зависит.

  • Ни в коем случае не называй себя философом и не рассказывай о правилах и законах философских перед невеждами.

  • Печаль другого - это чужое…

  • Посмотрите на меня. У меня нет ни права гражданства, ни дома, ни денег, ни рабов. Я сплю на голой земле. У меня нет жены, детей, постели. Только земля и небо и вот этот единственный плащ. Чего же мне еще не хватает? Разве я не свободен? Я сам себе и царь, и господин.

  • Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрецом только потому, что он говорит мудрые речи.

  • Свободным человеком бывает только тот, с которым случается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буквами и словами все, что мы захотим, но для написания своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И так во всем.

  • Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны подстраиваться к ним.

  • Состояние и свойство невежды: никогда от себя самого не ожидать ни пользы, ни вреда, но всегда только от внешних вещей.

  • Состояние и свойство философа: всякой пользы и всякого вреда ожидать только от самого себя.

  • Строгость отца прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького.

  • Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.

  • Философская школа - это та же лечебница, и должно, чтобы вы покидали ее не в веселом настроении, а с ощущением боли.