Зачем было нужно Христу крещение от пророка Иоанна? Святому - крещение в ветхозаветном понимании было абсолютно не нужно: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14). Как пишет Еп. Кассиан: "крещение, как запечатление покаяния имело в Ветхом Завете символическое значение в актах ритуального омовения. И в этом смысле оно сопоставимо с омовением как ессеев, так «в равной мере и с ритуальными омовениями Моисеева закона».
«Перед лицом вечной Правды крещение Иоанново имело значение не абсолютное, а временное. Крещения Господня от Иоанна требовали условия данного момента («оставь теперь»). Крестя в покаяние, Иоанн был Предтечею Мессии на путях Ветхого Завета. Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая Крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя» (Еп. Кассиан (Безобразов) «Христос и первое христианское поколение» М. 2001 г. с. 25).
Но это не все. Дело в том, что в отличие от ритуального омовения кумранитов или ессеев, для которых предварительное раскаяние в грехах и очищение души было обязательным аспектом религиозного очищения, в ветхозаветном законодательстве омовение носило прикладное значение, связанное с очищением не души, а тела. Более того, до нас дошли далекие отголоски споров, которые вели по поводу ритуальных омовений фарисеи и так называемые в талмудической литературе «погружающиеся (или: окунающиеся) в воду поутру. Возможно, эти «погружающиеся» являются ессеями или разновидностью ессеев, но нет достаточных данных, чтобы говорить об этом утвердительно. В Тосефте Yadayim 2, 20 читаем: «Сказали «погружающиеся утром»: мы упрекаем вас, фарисеев, что вы упоминаете имя Бога утром без погружения (в воду). Отвечают фарисеи: мы упрекаем вас «погружающиеся (в воду) утром», что вы произносите имя Бога из тела, в котором есть нечистота» (Переферкович, 1904, с. 626).
Независимо от деталей и тонкостей этого спора, теперь неясных, цитированный отрывок показывает, что в период Второго Храма существовала практика ритуальных омовений, которой противились фарисеи, творцы нормативного иудаизма. У фарисеев возобладала тенденция, нашедшая свое наиболее яркое выражение в законодательной деятельности Гиллеля, которая заключалась в смягчении правил, связанных с «ритуальной чистотой». Ессеи же, напротив, со всею строгостью соблюдали все законы «чистоты» и, судя по Antt: 18: 1, 5, № 19, возможно, вводили новые правила «очищений какие считали нужными». Эти «очищения» заменяли им кровавые жертвоприношения в храме, куда, как известно, ессеям не было доступа».
Суть же иудейского обряда омовения, которое можно считать наиболее приближенным по своему внутреннему и духовному смыслу к Крещению Иоаннову, выражено в словах пророков Исаии 1:16-17 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову», и Иезекииля 36: 25-26 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотянное».
Но в то время, эта духовная сторона ритуала омовения в иудаизме была утеряна, тогда как ессеи и Иоанн Креститель требовали предварительного покаяния и внутреннего очищения перед ритуалом погружения или пробуждения, просветления. «После ангела воздуха устремитесь к ангелу воды. Сбросьте обувь свою и одежду и дозвольте ангелу воды обнять все ваше тело. Отдайтесь целиком в его объятия, и всякий раз как вы даете движение воздуху дыханием своим, давайте движение воде своим телом. Истинно говорю вам, ангел воды изгонит из тела вашего всю нечистоту, которая оскверняла его внутри и снаружи. И все нечистое и зловонное всплывет и удалится от вас… Ни один из людей не может предстать перед лицом Бога, если он не прошел через ангела воды. Воистину, все вы должны родится заново от воды и от истины, ибо тело ваше принимает омовение в реках земной жизни, а дух ваш - в реке жизни вечной» («Евангелие мира от ессеев» М. 1995 г. с.12).
Только на славянских языках пророк Иоанн назван Крестителем и именно, в связи с таинством Крещения Христова. Это связанно с тем, что ко временам св. равноап. Кирилла и Мефодия, богословие развилось до понимания «погружения» в водах Иорданских как принятия Господом Креста, а, следовательно, и «Крещения».
Крещение Господне уникально и является началом «отдачи» и «крестного пути» за человечество, за нас. Вот почему это таинство является аутентичным только для христиан, которые крестятся во Имя Господа Иисуса Христа. А если помимо того духовного значения ритуала погружения, о котором мы говорили выше, мы учтем и второе религиозное значение воды - как «бездны», в которую при погружении опускался человек (оставляя в ней свою нечистоту), тогда смысл Крещения предстанет во всем своем величественно-божественном образе - Господь, погружаясь в бездну, поднимает и берет на себя грехи человеческие!
Понимание Крещения как вступление в новую, Божественную жизнь, жизнь со Христом, мы находим уже у первых христианских апологетов. Так, например, крещение у св. Иустина понимается как рождение заново, предполагающее преданность принятой вере и обещание жить согласно христианским принципам. Несомненно, что Иустин имеет в виду крещение взрослых.
Интересно отметить настоятельность, с которой он несколько раз говорит о крещении, как о вступлении в новую жизнь, и ни словом не упоминает о том, что на Западе стало считаться основным смыслом обряда - во оставление первородного греха. Отсутствие понятия вины потомков за первородный грех характерно для восточно-православной святоотеческой мысли, тогда как на Западе утвердилась идея, что все люди разделяют «вину» Адамова грехопадения и могут очиститься лишь посредством крещения. Восточная практика крещения младенцев не предполагает их греховности или «виновности», но основана на том, что младенцы рождаются в греховном мире, в «этом» мире, а потому тоже нуждаются в даре обновленной жизни».
С ПРАЗДНИКОМ, христиане!