Найти в Дзене
Другой мир

Как развлекали себя советские дети дома и в школе. Игры, коллекционирование и прочие. Мои 80-е

И так, долгожданное продолжение серии про 80 е годы. Ранее мы вспомнили о кружках и секциях, а так же о дворовых развлечениях и об экстриме. А сегодня мы вспомним о том, чем можно было занять себя дома и в школе. Опять же, говорить я буду только о том, что сам знаю, а не в целом о занятиях детей и подростков позднего СССР. Да, ни смартфонов ни компьютеров с интернетами тогда не было. Но чем то занять себя нужно было, не уроки же постоянно делать. В школе Кружки Какие развлечения могла предложить школа, после уроков? В первую очередь это всякие кружки. Не могу сказать что в нашей школе их было много, но что то было. Из уникального мне запомнилось - кружок по резьбе по мылу !! Сидели детишки и делали разные поделки из мыла, иногда даже очень интересные. Народа было в этом кружке много, была даже очередь из желающих там заниматься. Да, мне тоже очень хотелось, и я туда несколько раз ходил, но на меня, как и на других, кому официально места не хватило, мало руководитель обращал вним
Оглавление

И так, долгожданное продолжение серии про 80 е годы. Ранее мы вспомнили о кружках и секциях, а так же о дворовых развлечениях и об экстриме.

А сегодня мы вспомним о том, чем можно было занять себя дома и в школе.

Опять же, говорить я буду только о том, что сам знаю, а не в целом о занятиях детей и подростков позднего СССР.

Да, ни смартфонов ни компьютеров с интернетами тогда не было. Но чем то занять себя нужно было, не уроки же постоянно делать.

В школе

Кружки

Какие развлечения могла предложить школа, после уроков?

В первую очередь это всякие кружки. Не могу сказать что в нашей школе их было много, но что то было.

Из уникального мне запомнилось - кружок по резьбе по мылу !!

Сидели детишки и делали разные поделки из мыла, иногда даже очень интересные. Народа было в этом кружке много, была даже очередь из желающих там заниматься.

Да, мне тоже очень хотелось, и я туда несколько раз ходил, но на меня, как и на других, кому официально места не хватило, мало руководитель обращал внимания. Поэтому мне это быстро надоело.

А вот что меня затянуло - это факультатив по труду. Там можно было до самого вечера работать на станках, делать разные вещи. чинить свое, что принес из дома.

Современным школьникам даже не понять, что раньше в школах был парк станков.

У нас стояло 4 или 5 токарных станков, два фрезерных и несколько токарных по дереву, а так же сверлильные - тоже несколько.

фото с http://pressa-nv.ru
фото с http://pressa-nv.ru

Кабинет труда, если это можно было назвать кабинетом, занимал практически весь первый этаж. Там была столярная мастерская и слесарная мастерская, так же склад всякого и каптерка препода.

К слову. Станки исчезли вроде еще до сноса старой школы. Наступили "демократические" реформы 90х, труд стал не нужен.

Я долго и упорно пытался на этих занятиях сделать себе картинг.

Отец раздобыл мне металл, трудовик сварил мне раму из этого металла, но все постоянно упиралось в тотальный дефицит комплектующих, и нехватку денег. Проект длился пару лет и так остался не завершенным.

Кружок по шашкам. Имею ввиду настольную игру. Главный плюс был - можно не ходить на скучные уроки и играть в шашки, типо тебе нужно тренироваться к соревнованиям.

Развлечения на уроках.

Игра в спички

Играли практически все, отличное занятие с соседом по парте.

История умалчивает кто придумал и кто принес эту игру, но я потом на нее подсадил народ и в техникуме и в институте.

-2

Берем 12 спичек, одну затачиваем, еще одну как то помечаем. Это спички по 100 и 50 очков соответственно. Остальные 10 очков. Спички трясутся в ладонях и аккуратно выкладываются на стол. Теперь их нужно доставать так, что бы соседние не качнулись. Если достал спичку - сотку , ей можно помогать доставать другие спички.

Если хоть одна спичка качнулась или упала, считаем набранные очки и предаем соседу ход.

Танчики из катушки от ниток.

Очень странная штука, но весьма популярная была.

Берем катушку из под ниток, внутрь вставляем резинку от бигуди(черные такие были, помните?), с одной стороны катушки делаем паз, а в резинку - кусок спички, которая ложится в этот паз. С другой стороны катушки - мыло, в качестве подшипника. Резинка пропускается через кусочек мыла. В резинку вставляем спичку, которая должна опираться на стол. Заводим наш резиновый двигатель и поехали. У кого быстрее и дальше, тот победил.

Я вам схематично зарисовал, как смог.

-3

На перемене.

Было две "валюты" основных в школе: марки(не те что дойч, а те что почтовые) и фантики и вкладыши от жвачек.

Альбом с вкладышами мне на глаза не попался, когда я воткал материал для статьи, так вот вам фантики.
Альбом с вкладышами мне на глаза не попался, когда я воткал материал для статьи, так вот вам фантики.

Всем этим можно было меняться, обменивать на другие вещи, а так же продать за реальные деньги.

-5

А так же на марки и вкладыши с обертками от жвачки импортной можно было играть. И вот на переменах на одних подоконниках разворачивался рынок по обмену и продаже, а на других шла игра.

При том как определялся номинал той или иной "валюты", мне было не понятно. Какое то великое таинство - почему за этот фантик дают 3 тех фантика, а вот этот - 4 вот тех.

Такая же история с марками. Хотя марки больше оценивались по красоте полиграфии и по тому что сейчас в тренде в этом сезоне, скажем пожарные машины.

-6

Смысл игры прост - камень, ножницы, бумага определяет очередность. Марки кладутся стопкой, и все по очереди бьют ладонью по ним, какие марки перевернулись, те твои.

Дома

Одно из главных моих развлечений - я любил читать. И не только беллетристику, но еще был подписан на "Юный техник", "Техника молодежи" и приложения к ним и "Юный натуралист".

А так же у меня было просто много книг про животных, про технику, электронику и тд.

Юный химик.

Помните такой набор? Там были пробирки, спиртовка, колбы, реактивы.

Мне нравилась химия и я химичил. Набор я обменял на несколько вкладышей от "Turbo" у своего одноклассника, которого из этого набора интересовал только кусочек магния.

Так, как я уже в те времена активно интересовался заброшенным и подземным, то нашел не далеко от дома брошенный склад хим реактивов и хим посуды. И обеспечил себя необходимым для продолжения опытов. А так же таскал пачками пробирки и колбы учительнице по химии в подарок. За что стал лучшим учеником. Ну не только за это - химию я тоже знал :)

Собирательство и коллекционирование.

По марки я уже упоминал, но на них не только играли, их собирали и держали в альбомах. Как я был счастлив, когда родители мне подарили большой альбом для марок.

-7

Коллекции пополнялись в киосках Союзпечать, в отделе коллекционных марок на Главпочтампе , ну и выигрывались или обменивались.

-8

Потом мы, пацаны, собирались у кого нибудь дома и хвастались своими коллекциями, совершали обмены и тд.

-9

Железная дорога Pico

ГДРовские модели железной дороги, это был придел мечтаний мальчика 80х. Купить их было сложно и дорого. Надо было ехать в далекий магазин Лейпциг. В других магазинах, типо Детского Мира на Лубянке, это добро бывало не часто.

-10

Я свою железную дорогу собирал по крупицам, выменивая у одноклассников и приятелей во дворе. И далеко не все было в идеальном состоянии. Теперь все это добро в масштабе 1/87 перейдет моему сыну, ну как подрастет до сознательности.

Солдатики и военная техника.

У нас самые ценные были вот такие маленькие иностранные солдатики.

-11

А военной техникой тогда ни кого не удивишь. Ее было очень много. И дефицитом не являлась, но стоила не дешево.

-12

К сожалению вся моя богатая коллекция утрачена процентов на 80. Потому что мой папаша, убираясь как то в квартире, выкинул сумку с солдатиками и техникой. Типо зачем тебе? Ты уже вырос. Да, мне тогда было уже лет 18. Но я эти игрушки ценил и хранил.

Тоже самое произошло с моей коллекцией пивных банок и пачек от сигарет. Помните, пачки у многих висели на веревочке вдоль стены?

Сейчас я понимаю, что некоторые банки были уникальны. Так как были стальные и со сварным швом.

Ну вот, что вспомнил, о том написал. Пишите в комментариях что было у вас.