Продолжим наше знакомство с окрестностями Дувра перед тем как посетить его замок и подземные сооружения. В прошлый раз мы с вами остановились на краю живописного мелового обрыва с которого в погожие дни видно Францию. Это знаменитые Белые скалы Дувра - особоохраняемая территория, управляемая Национальным Фондом. Вид со стороны Ла-Манша на эти скалы является визитной карточкой Великобритании. Погуляв по тропинкам вдоль известнякового обрыва, разузнав как тут все устроено и познакомившись с геоморфологией здешних мест, обратим внимание на расположенный внизу Морской порт Дувра с его портовыми сооружения, защитными молами, береговыми батареями, снующими туда-сюда кораблями и паромами, благо все это у нас как на ладони.
В настоящее Порт Дувр, даже несмотря на открытие тоннеля под Ла-Маншем, представляет собой крупнейший грузовой порт в Европе, который включает в себя паромную переправу, круизный терминал, морской грузовой порт и марину для яхт. Это ближайший к Франции английский порт, расположенный всего в 34 км от нее, и один из самых загруженных морских пассажирских портов в мире, через который в 2017 году прошло 11,7 млн пассажиров, 2,6 млн грузовиков, 2,2 млн автомобилей и мотоциклов и 80 тыс. автобусов. Годовой оборот в 2017 году составил 58,5 млн фунтов стерлингов. Эти цифры можно сравнить тоннелем под Ла- Маншем, который обслуживает около 20 миллионов пассажиров и 1,6 миллиона грузовиков в год. Обратили внимание, паромами перевозится грузовиков больше, чем идет по Евротоннелю. Интересно, с чем это связано?
Современное портовое хозяйство представляет собой большую искусственную гавань, надежно укрытую от штормовой погоды за каменными молами. Порт разделен на две основные части: Восточные доки, над которыми мы сейчас находимся, служат основным паромным терминалом для пересекающих Ла-Манш, а Западные доки представляют собой терминал для круизных судов, марину для яхт, а также грузовые объекты.
Порт Дувра имеет долгую историю и некоторым его сооружениям присвоен статус памятников архитектуры. С 1606 года (!) Порт Дувр принадлежит и управляется Dover Harbour Board - официальной корпорацией, учрежденной Королевской хартией короля Якова I. В порту есть собственная частная полиция. Текущие объемы портового трафика и городское население относят Дувр к категории крупных портовых городов, хотя после открытия Евротоннеля в Дувре растет безработица, он пустеет, недвижимость продается.
Устье реки Дур в районе Дуврского порта было обитаемо начиная с каменного века. Во времена римской владычества, здесь существовал порт известный как Дубрис, занимавший важное стратегическое положение из-за своей близости к континентальной Европе и расположения в защищенном устье реки Дур между двумя меловыми скалами. Развитие порта привело непосредственно к росту Дувра как поселения и, на протяжении многих веков, к строительству обширных оборонительных укреплений, включая Дуврский замок и укрепления Дуврских западных высот. В римскую эпоху на западном берегу реки Дур был построен обнесенный стеной город, а порт превратился в важную военную и торговую гавань. Дубрис был одним из основных начальных пунктов римской дороги, позже известной как Уотлинг-стрит .
После вторжения норманнов в 1066 году Дувр еще больше разросся в качестве члена Конфедерации пяти портов. Спустя какое-то время после убийства Томаса Бекета в 1170 году и его канонизации Дувр процветал как единственный назначенный порт въезда для иностранных паломников и как пункт отправления для Третьего и последующих крестовых походов. После успеха Эдуарда III в битве при Слейсев 1340 году вокруг города была построена большая оборонительная стена. Но постепенно у порта возникали проблемы. Еще в позднем средневековье предпринималось несколько попыток справиться с накапливающимися отложениями гальки, блокирующими вход в гавань. К 1520 году при Генрихе VIII были построены короткий пирс и две оборонительные башни.
В 1580-х годах были начаты первые работы для решения проблемы замыва порта за счет использования шлюзов и создания закрытого бассейна с водой, известного как Большой Пент. Большой Пент был образован путем строительства поперечной стены через существующую естественную галечную лагуну в устье реки Дур. Проект был назван "одним из самых успешных инженерных предприятий времен правления Елизаветы". Более поздняя конструкция дока Веллингтона 1830-х годов была вписана в Большого Пент.
Под угрозой наполеоновского вторжения в начале 19 века Адмиралтейство выбрало Дувр как наиболее подходящее место для гавани-убежища флота между верфями Чатема и Портсмута. В 1847 году началось строительство Адмиралтейской пристани, задуманной как Западный рукав предполагаемой гавани. Завершение первого этапа строительства в 1871 году эффективно остановило замыв устья гавани, поскольку оно отрезало дрейф гальки со стороны Фолкстона. Пирс Адмиралтейства был построен с использованием фундамента из блоков Портлендского камня, увенчанных гранитом с облицовкой прочным камнем Bramley Fall на внешней стороне, обращенной к морю. Дальнейшее строительство с 1897 года постепенно обустроило восточную часть современной гавани, был возведены южный волнорез (мол) и расширен пирс Адмиралтейства.
В 1898 г. С.Пирсон и сын построили железную дорогу Martin Mill, спускающуюся по наклонному пандусу, вырубленному в скале, к порту. Дорога предназначалась для транспортировки строительных материалов на стройку новых волнозащитных сооружений порта. Вырубленный щебень и меловой бут пошли туда же. Во время Второй мировой войны на вершинах скал были установлены береговые батареи, способные вести огонь через Канал. Одна часть путей Martin Mill была расширена для перевозки железнодорожных артустановок, а также боеприпасов к береговым батареям.
Западные доки это наиболее старая часть с которой начинался порт. К сожалению, их можно видеть только на дальнем плане моих фото, зато мы стоим как раз над доками Восточными. Тем не менее, пару слов сказать о Западных доках нужно. Западная часть порта образована западным рукавом гавани, Адмиралтейским пирсом и связанными с ним портовыми сооружениями.
После того, как в 1844 году до Дувра была проложена железная дорога, Западные доки использовались в качестве терминала для "Золотой стрелы" и других поездов, чьи пассажиры пересекали Ла-Манш, с собственной железнодорожной станцией Dover Marine, позже переименованной в Dover Western Docks. Железнодорожная станция Dover Marine закрылась в 1994 году, а позже была преобразована в первый круизный терминал.
Район Западных доков также использовался с 1968 до начала 2000-х годов для базирования трансканальных скоростных судов на воздушной подушке и катамаранов. В настоящее время ховерпорт снесен и переоборудован под грузовой комплекс. Яхтенная марина, предназначенная для рекреационного парусного спорта и катания на моторных лодках, расположена как в историческом доке Веллингтона, так и рядом с круизным терминалом и грузовыми причалами.
Восточные доки Дувра, начиная с Первой мировой войны, использовались для разборки и утилизации старых кораблей и переработки металлолома. В 1964 году площадка утилизации ликвидирована, чтобы освободить место для реконструкции порта и постройки автомобильного паромного терминала.
На территории Восточных доков также находился обширный угольный склад, а в 1939 годы были построены флотские тоннельные хранилища для жидкого топлива.
С 1930 по 1950 год по воздушной канатной дороге, проложенной через специально пробитые для этого в скале тоннели, уголь перевозился с шахты Тилманстон, расположенной в 7,5 милях к северу. Идея проекта заключалась в том, чтобы перевозить уголь по более низкой цене, чем по железной дороге. Эту канатную дорогу я уже упоминал в своем предыдущем материале. Первоначально ветку канатной дороги проложили через впадину Лангдон (Лэнгдон), но это решение оказалось не удачным, слишком велика была крутизна склона. Чуть позже в скале пробили два наклонных туннеля длиной 400 футов с поворотом одного на 90 градусов. На время постройки туннелей была временно восстановлена железная дорога Martin Mill, которая спускала к порту уголь с конечной станции канатной дороги над обрывом.
На канатной дороге работало 600 однотонных ковшей, которые отправлялись с интервалом в 21 секунду и двигались со скоростью 4,5 мили в час. Таким образом, система могла транспортировать 120 тонн угля в час. Уголь хранился в бункерах на внешнем конце Восточного рукава гавани.
Канатная дорога работала до начала войны в 1939 году и была демонтирована примерно в 1949 году. Даже за годы эксплуатации канатной дороги большая часть продукции шахты продолжала перевозиться по железной дороге. Сегодня входы в туннели законсервированы, но их можно увидеть с акватории гавани как раз под тем местом где мы сейчас стоим. Источник фото и подробная история канатной дороги.
Первые два паромных причала в Восточных доках были открыты 30 июня 1953 года. Первый паром Ро-Ро отправился в Булонь 3 июля 1953 года. Паромное сообщение через Ла-Манш во Францию работает с семи двухуровневых паромных причалов и связанных с ними зданий отправления в Восточных доках. Соседний грузовой терминал (с тремя погрузочными кранами) планируется перепрофилировать в соответствии с планами реконструкции порта, но в настоящее время он может использоваться для судов длиной до 180 метров.
Стоя на краю отвесной скалы, мы не видим что находится непосредственно под нами, а между тем, там есть несколько примечательных подземных объектов: в основании мола - туннели канатной дороги прямо под нами (см. выше), тоннельное хранилище жидкого топлива несколько западнее и тоннельный склад минного вооружения еще западнее. Вообще основание Белых скал над Восточными доками все испещрено "норами" различного масштаба и назначения.
В 1939 году Адмиралтейство построило тоннельное хранилище для жидкого топлива в скалах над доками (его хорошо видно на общей схеме). Хранилище представляло собой два параллельных тоннеля длиной около 250 метров с расположенными между ними пятью емкостями для горючего. Каждый из пяти резервуаров имел длину 180 метров, ширину 9,9 метра и высоту 12,2 метра. Вместимость каждого резервуара составляла впечатляющие 19 млн. литров. Четыре резервуара содержали топочный мазут, а пятый - дизельное топливо.
Обратите внимание на вынесенный отдельно на чертеже эскиз входной группы в торце топливной цистерны. Проход организован по лестнице через бетонный барьер. Непростая конструкция.
Резервуары хранилища топлива были высечены глубоко в скальной толще на более высоком уровне, чем доки, чтобы топливо могло поступать на корабли самотеком. После Второй мировой войны компания Esso приобрела танки и использовала их в коммерческих целях до того, как они были выведены из эксплуатации в 1960-х годах. Сейчас эти хранилища законсервированы, их порталы видны со стороны акватории порта. Источник
Интересно, что по расположенному западнее чуть менее крупному, но не менее интересному объекту, - Минным галереям, практически нет никакой информации, кроме схемы. Скорее всего он сейчас используется по первоначальному назначению и именно поэтому меня туда не пригласили. Ограничимся только схемой, она достаточно информативна.
Теперь из под земли, на сколько нам позволит разрешение объектива, мы перенесемся на море, там тоже есть много интересного связанного с защитой порта.
Защитный мол гавани закончен постройкой в 1904 году и на нем были размещены батареи с 12-фунтовыми и 6" орудиями. Кроме пушек, на волнорезе размещены снарядные и зарядные погреба, казармы, уборные, силовые и прожекторные станции. Во время Второй мировой войны на молу в дополнение к 12 6" орудиям были установлены спаренные 6-фунтовые автоматические пушки. В 1956 году батареи были расформированы. В настоящее время Совет гавани Дувр озабочен проблемой сохранения уцелевшего оборудования и деталей интерьера от помета чаек. Часть помещений законсервирована и доступ в них закрыт.
Гораздо более интересный объект находится на месте пристани Адмиралтейства, когда-то венчая ее вдающуюся далеко в море оконечность. Это так называемая броневая вращающаяся артиллерийская башня пирса Дуврского Адмиралтейства с сохранившимися внутри уникальными орудиями. Башня была спроектирована в 1870 и построена на оконечности мола в 1882 году. Это место еще называют фортом Дуврского Адмиралтейства. т.к. башня в последствии обросла целым комплексом как оборонительных так и жилых сооружений.
Артиллерийская башня предназначалась для защиты пирса Адмиралтейства от высадки десанта. Башня была вооружена двумя специально изготовленными дульнозарядными нарезными 16-дюймовыми 81-тонными орудиями Fraser RML с дальностью стрельбы 7568 ярдов и способными пробивать 20" железа на расстоянии 1000 ярдов. Помимо пороховых зарядов и ядер в погребах батареи хранилась картечь. Опасались, что при первом испытании орудийной установки в июле 1883 года обрушатся береговые скалы, но этого не произошло, лишь только вылетели стекла у маяка.
Вращающаяся башня имела каркас из кованого железа, на котором было закреплено три слоя 7-дюймовой брони с 2-дюймовыми прослойками железа и дерева между ними. Вес башни вместе с двумя орудиями составлял 895 тонн, вращалась она на 32 катках. Работу механизмов башни обеспечивали 4 паровых машины. Одна машина обеспечивала подачу боеприпасов и заряжание орудий, вторая - поворот башни, третья была запасной и была готова заменить любую машину из первых, четвертая машина приводила в действие насосы для котлов всех паровых машин. Старые погреба батареи, возвышающиеся над поверхностью пирса, в 1885 году были залиты бетоном (?), а новые построили в основании расширенного пирса на уровне моря. Сам пирс усилили стрелковой галереей, в дальнейшем он неоднократно расширялся и удлинялся.
К 1892 году батарея была понижена до второго класса, а к 1903 году числилась в списке ВМФ "для продажи". Но к счастью для нас продажа не состоялась. К апрелю 1909 года на вершине Адмиралтейского пирса по бокам от броневой башни были установлены два 6" орудия BL MK VII, а также прожекторная батарея с оригинальными броневыми закрытиями проекторов. Новая артиллерийская батарея получила название «Батарея пирса». Склады для снарядов под старой башней использовались для хранения боеприпасов для новой батареи с подъемниками для снарядов, проходившими через крышу(?) к каждому орудию. В верхней части старого маяка, который больше не использовался, был добавлен оригинальный командный пункт батареи из бетона и маяк стал похож на водонапорную башню. В апреле 1944 года батарея стала «батареей ополчения».
Сегодня все пушки, кроме двух первоначальных орудий Фрейзера, сняты, маяк и прочие постройки на поверхности пирса снесены. Орудия Fraser все еще находятся внутри некогда вращающейся башни, доступ туда закрыт.
Если принять на веру, что орудия были дульнозарядные (а фото их казенной части, равно как и дульного среза, мне найти не удалось), становится понятной такая конструкция броневой башни, размещенной на высоком гранитном постаменте с артиллерийскими погребами в основании. Как я понял поворотная конструкция башни обеспечивала не только наведение орудий по горизонтали, а, в первую очередь, заряжание орудий после выстрела методом отворота башни в тыл. Систем отката орудия не имели и были жестко закреплены на вращающейся платформе, таким образом, что дульный срез находился примерно на уровне вертикальной брони башни. После отворота в тыл, набежавшая орудийная прислуга производила необходимые действия для зарядки и боеготовая турель опять поворачивалась в боевое положение для производства выстрела. Косвенно об этом свидетельствуют подъемники артиллерийских погребов, чьи выходные отверстия расположены снаружи башни. При необходимости, орудия в тыл можно было и не отворачивать, а таскать боеприпасы вокруг башни.
Здесь самый подробный рассказ о башне пирса Дуврского Адмиралтейства и огромное количество исторических фотографий башни.
Здесь кусты просто так не растут, если вы увидите посередине ровной лужайки кусты и попробуете пролезть сквозь плотное сплетение их ветвей, то кроме кроликов обязательно найдете какую-нибудь заброшку военного или техногенного происхождения. Причем иногда это бывает в самом неожиданном месте. Так, например, один из верхних выходов тоннеля канатной дороги скрыт в кустах рядом с парковкой и визит-центром парка "Белые скал Дувра" где мы оставили свой автобус.
К сожалению, я не нашел никакой информации об этой береговой батарее. Судя по видимым на фото двум бетонным орудийным дворикам и одной нише (кранцу) для боеприпасов первых выстрелов это, скорее всего, была мелкокалиберная батарея автоматических пушек времен Битвы за Британию предназначенная не только для стрельбы вдоль восточного мола, но и работающая как батарея ПВО.
А теперь переведем взгляд вверх. Над нами возвышается радиомачта и небольшой локатор станции слежения за надводной обстановкой сканирует водную гладь Ла-Манша. Это Морской координационный спасательный центр "Лэнгдон Баттери" в Сент-Маргарет-эт-Клифф.
На одном из наблюдательных постов береговой охраны в Фолкстоне мы с вами уже побывали ранее, здесь же несколько другая организация, но все они увязаны в одну систему:
Морской координационный спасательный центр "Лэнгдон Баттери", как явствует из названия, расположен прямо на массиве береговой артиллерийской батареи "Лэнгдон Баттери".
Береговая батарея была построена в 1898 году в ответ на новую угрозу со стороны имперской Германии и была вооружена тремя 9,2-дюймовыми орудиями и двумя 6-дюймовыми орудиями. Какой-то период времени использовалась как учебная батарея. Артиллерийские погреба. силовая станция и туннель, ведущий к передовому наблюдательному пункту батареи, в настоящее время включены в штаб-квартиру Береговой охраны, главная постройка которой частично вписана в один из орудийных двориков.
Обратите внимание на то как современная парковка и визит-центр Национального Траста вписаны на территорию военного городка береговой батареи Лэнгдон. Даже домики визит-центра построены на месте двух казарм.
Еще раз взглянем на снующие в обе стороны паромы.
Примечательно, но компания "SeaFrance" была ликвидирована в 2012 году и два из четырех ее паромов, перешли во фрахт компании "My Ferry Link", куда трудоустроилась половина из 800 бывших сотрудников паромной компании "SeaFrance". На тот период времени открытие Евротоннеля существенно подкосило доходы паромных компаний, но сейчас с ростом грузооборота паромщики воспряли духом. Работы хватает всем.
На этом пока все.
Предыдущий репортаж, тесно связанный с этим, о Белых скалах Дувра был здесь:
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.
Навигация по материала из Великобритании здесь.
Понравилось? Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение.