Найти в Дзене

Великий Новгород (часть 3 - Кремль: Владычный двор и Владычная (Грановитая) палата).

Вход в музей во Владычной (Грановитой) палате.
Вход в музей во Владычной (Грановитой) палате.

К западу от Софийского собора располагается комплекс Владычного двора - былой резиденции новгородских епископов, архиепископов и митрополитов. Новгородская владычная кафедра - одна из древнейших на Руси. Она основана в конце X столетия, вскоре после крещения Новгорода. На протяжении всей эпохи независимости Новгородского государства владыки играли важнейшую роль не только в его духовной, но и политической жизни. Наделённые доверием веча и будучи хранителями государственной казны, такие архиепископы как Василий Калика и Евфимий II были инициаторами масштабного строительства храмов, гражданских зданий, оборонительных сооружений и фактически возглавляли управление Новгорода.

Территория Владычного двора.
Территория Владычного двора.

Владычный двор стал свидетелем важнейших событий в истории Новгорода и всей России - здесь было положено начало созданию единого Российского государства. В 1478 году собранным на дворе новгородцам объявили о присоединении Новгорода к Великому княжеству Московскому. Комплекс Владычного двора включал в себя храмы и многочисленные постройки. От остальной территории Детинца он был отгорожен стенами. Строительство на дворе велось непрерывно, однако с особенным размахом это было при архиепископе Евфимии II в 1430-1550 годах. Зримым свидетельством его деятельности является Владычная палата - древнейшая из дошедших до нас русских построек гражданского назначения.

Баннер при входе в музей во Владычной (Грановитой) палате.
Баннер при входе в музей во Владычной (Грановитой) палате.

Это трёхэтажное кирпичное здание, сооружённое при участии немецких мастеров, имело готический облик. Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими рёбрами - гранями, чем и объясняется её второе название - Грановитая.

Своды Владычной (Грановитой) палаты).
Своды Владычной (Грановитой) палаты).

В наземном этаже, где находился "питейный погреб", иногда совершались праздничные трапезы. Подвальный этаж предназначался для хранения съестных припасов и кухонной утвари, некоторые его помещения иногда использовались в качестве темницы. Впоследствии Владычная палата неоднократно перестраивалась. Однако архитектурная реставрация 2006-2012 годов максимально выявила первоначальные формы палаты.

Помещения первого этажа.
Помещения первого этажа.
Первый этаж Владычной (Грановитой) палаты.
Первый этаж Владычной (Грановитой) палаты.

Сейчас на первом этаже работает выставка, знакомящая с материалами по истории резиденции новгородских владык. На втором этаже размещена экспозиция произведений ювелирного искусства. Здесь представлены образцы художественного металла и мелкой пластики VI-XVII столетий, изготовленные русскими, византийскими и западноевропейскими мастерами, в том числе драгоценные богослужебные сосуды XI-XII веков из Софийского собора.

Ребристые своды второго этажа.
Ребристые своды второго этажа.

При переходе на второй этаж по сторонам от главного входа в зал устроены две ниши со стенописью. Широкая левая ниша была украшена древним орнаментальным изображением переплетающегося стебля, вписанного в большой круг. В XVII веке эту первоначальную композицию закрыли новой живописью: Деисус в окружении молящихся новгородских святых, среди которых можно увидеть архиепископа Евфимия II. В XIX веке роспись получила ещё одно поновление. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63c6beddf14b0c245f956f63.

Фреска "Деисус с новгородскими святыми", XVII век.
Фреска "Деисус с новгородскими святыми", XVII век.

В нише справа сохранилась фреска с изображением Спаса Вседержителя. Это одно из первоначальных украшений наружной стены палат. На страницах раскрытого Евангелия можно прочесть строки заповеди: "Не на лице зряще судите сынове человечестии но праведенъ судъ судите...".

Согласно Житийному сказанию, перед этим образом молился архиепископ Новгородский Иоанн об избавлении города от нашествия войска князя Андрея Боголюбского. Поэтому именно здесь, в главном зале палат, в 1822 году устроили церковь и посвятили её святителю Иоанну Новгородскому. Тогда же под образом Спаса появилась надпись, повествующая о чуде от иконы "Богоматерь Знамение" и известной битве новгородцев с суздальцами.

Фреска "Спас Вседержитель", 1441 год.
Фреска "Спас Вседержитель", 1441 год.

С 1950-х годов по сей день в Готическом зале размещаются произведения золотого и серебряного дела, связанные с Новгородом. В 2014 году открылась новая экспозиция "Ювелирное и декоративно-прикладное искусство V-XIX веков". См видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63c6c0f85392cd3dc3585305.

Из ризницы Софийского собора Великого Новгорода поступили два знаменитых серебряных иерусалима (или сиона). Сион - образ небесного храма на Земле, представлял модель всеобщей христианской святыни - часовни Гроба Господня, сооружённый императором Константином и его матерью Еленой в Иерусалиме (см. мои ранние публикации по Иерусалиму). Предмет служил для перенесения священного хлеба во время Великого входа на Литургии.

Малый сион. 1-я четверть XI века. Византия.
Малый сион. 1-я четверть XI века. Византия.

Малый сион дошёл до нас утратив часть декора. В центре блюда-дискоса, на котором позднее установили ротонду, изображён резной крест с чеканным образом Христа в медальоне. Малый сион мог быть заказан в Константинополе князем Владимиром Ярославичем к освящению главного храма Новгорода - Софийского собора в 1052 году. Также он мог представлять собой дипломатический дар византийского императора или патриарха, связанный с упрочением самой северной православной епископии.

Большой сион. 1-я четверть XII века. Новгород.
Большой сион. 1-я четверть XII века. Новгород.

Большой сион принадлежит к старейшим памятникам русской церковной утвари.Его также использовали как евхаристический сосуд, имеющий вид храма с полусферическим куполом и венчающим крестом. Большая часть поверхности уникального произведения покрыта великолепными орнаментами и лицевыми чеканными изображениями.

На куполе мастер разместил медальоны с полуфигурами, входящими в Деисус, дополненный образом святителя Василия Великого , творца Литургии. Слегка вытянутый барабан драгоценного предмета прорезан арками с ажурной решёткой в виде переплетающихся лент. Дверцы сиона створчатые, с рельефными фигурами двенадцати апостолов и надписями. Этот памятник древнерусского искусства связывают с княжеским заказом, возможно Мстислава Владимировича. При нём начались работы по обновлению Софийского собора, и, вероятно, также изготовление необходимой для него церковной утвари.

Фрагмент Большого сиона.
Фрагмент Большого сиона.

В самом начале XIII века, ещё до разорения Константинополя крестоносцами, новгородский паломник Добрыня Ядрейкович осуществил своё "хожжение" в Царьград. Он, будущий архиепископ, привёз с собой первые реликвии, среди которых упоминается "мера Гроба Господня". Она находилась когда-то в небольшом позолоченном ларце с рельефными изображениями апостолов и пятью хрусталями на крышке.

Ларец. XII-XII века. Западная Европа.
Ларец. XII-XII века. Западная Европа.

Одним из самых значимых предметов в экспозиции Готического зала является серебряный панагиар. Это разновидность панагии, так называемой столовой , с устройством стояна и поддона. Новгородский панагиар - древнейший из сохранившихся сосудов этого типа. Он участвовал только в торжественных случаях при архиерейских или патриарших трапезах после Литургии.

Две большие кованные тарели установлены на высоком стояне, переходящем в поддон. Необычна нижняя часть панагиара, сформированная из четырёх ангелов, поддерживающих тарели. Фигуры стояна выглядят скульптурно объёмными. Припав на левое колено, ангелы в позах атлантов поставлены на спины львов. Поддон сосуда ярусный, основание - в виде восьмилепестковой розетки. Верхний ярус - ажурный, с орнаментальным "венцом" крестоцветов, напоминающих декор немецких изделий XV века.

Панагиар. 1435 год. Мастер Иван. Новгород.
Панагиар. 1435 год. Мастер Иван. Новгород.

Из Готического зала через небольшие сени можно попасть в мемориальную келью архиепископа Новгородского Иоанна. В этом помещении из-под деревянного перекрытия в виде наката, над дверным проёмом реставраторы раскрыли часть стенописи с изображением двух ангелов, один из которых облачён в крестчатые ризы (см. фото снизу).

-15

Помещение полностью расписано (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63c70d7a6b8ff378c34c81fe). В большой нише и в её откосах раскрыта фресковая живопись XV века: композиция "София Премудрость Божия", изображение епископа Новгородского Никиты и другие значительные фигуры, входящие в большую программу прославления местных святых в эпоху владыки Евфимия II.

"Святой Никита Новгородский". XV-XVII века. Роспись в откосе ниши. Слева "София Премудрость Божия". XV-XVII века.
"Святой Никита Новгородский". XV-XVII века. Роспись в откосе ниши. Слева "София Премудрость Божия". XV-XVII века.

Стенопись, покрывающая своды помещения,представляет сюжеты из жития святого Иоанна, сцены его путешествия на бесе в Иерусалим. Поздняя живопись, вероятно, относится ко времени устройства в палате церкви во имя святителя Иоанна Новгородского.

"Сцена из жития св. Иоанна" на своде кельи. XIX век.
"Сцена из жития св. Иоанна" на своде кельи. XIX век.

Ниже смотрите фотографии других фресок в келье.

-18
-19
-20

Ещё одно помещение - Крестовая палата. В одной из ниш сохранилась фресковая роспись с фрагментом образа Софии Премудрости Божией.

"София Премудрость Божия". XVI-XVII века. Роспись в нише Крестовой палаты.
"София Премудрость Божия". XVI-XVII века. Роспись в нише Крестовой палаты.

Здесь, вероятно, хранились церковные одежды, происходило облачение священников перед богослужением. В экспозиции палаты немало редких и удивительных изделий XVI-XVII веков.

Архиепископу Пимену принадлежали два роскошных посоха. Один, более строгий, с эффектным черневым узором на гранях и хрустальными "яблоками". Второй посох привлекает кружевом сканых нитей, вьющихся на каждом колене драгоценного стержня.

посохи архиепископа Пимена (посередине и слева). XVI век. Новгород.
посохи архиепископа Пимена (посередине и слева). XVI век. Новгород.

К числу раритетов собрания относится костяной посох новгородского владыки Геронтия. В поздней возобновлённой надписи, на одном из звеньев посоха указано имя заказчика, первоначальная дата его изготовления - 1401 год и сведения о ремонте жезла в Каргополе в 1703 году. Посох выполнен из моржового клыка. Серебряных дел мастер дополнил архиерейский жезл золочёнными "яблоками", украшенными фигурками грифонов, борющихся с драконами и орнаментальными "кафимскими узлами".

Посох владыки Геронтия.
Посох владыки Геронтия.

Высокопрофессиональная работа новгородских резчиков, чеканщиков и эмальеров, чувствующих возможности техники и стиля, проявляется в произведениях конца XVI - XVII века. Украшением экспозиции служит водосвятная чаша 1593 года из Софийской ризницы с гравированными "спусками", вязевой надписью, маскаронами.

Водосвятная чаша. 1593 год. Новгород.
Водосвятная чаша. 1593 год. Новгород.
Фрагмент нижней части Водосвятной чаши.
Фрагмент нижней части Водосвятной чаши.

Индивидуальные особенности и высокий уровень технического исполнения проявились в уникальном семиглавом кадиле из собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, вкладе князя Фёдора Ивановича Мстиславского.

Кадило. 1622, 1673 годы. Новгород.
Кадило. 1622, 1673 годы. Новгород.

Небогатая цветовая палитра чаши большого потира и оклада Евангелия напрестольного из Софийского собора отличаются красочной звучностью за счёт добавления зерни и россыпи драгоценных камней.

Потир. XVII-XVIII века. Новгород
Потир. XVII-XVIII века. Новгород
Оклад Евангелия напрестольного. XVI-XVII века. Новгород. Вклад митрополита Корнилия.
Оклад Евангелия напрестольного. XVI-XVII века. Новгород. Вклад митрополита Корнилия.

Оклад иконы-складня "Святой Евфимий Новгородский, с житием" принадлежит работе разных ювелиров. Изящная живопись на боковых створках дополнена резным серебряным окладом в 1654 году. Чеканный оклад средника иконы появился позднее, в конце XVII столетия, когда стало ощутимо влияние европейских тенденций. Тогда же были изготовлены венец и цата с драгоценными камнями, в золотых эмалевых кастах.

Икона-складень "Святой Евфимий Новгородский, с житием".XVII век. Новгород.
Икона-складень "Святой Евфимий Новгородский, с житием".XVII век. Новгород.

Митры, происходящие из новгородских обителей, относятся к парадным головным уборам архиереев и архимандритов. отороченные имитацией меха в виде рядов золотых или серебряных нитей, с богатым декоративным убором на тулье в виде дробниц с резными, чеканными и живописными образами отличаются большим вкусом.

Митры. XVII век. Новгород.
Митры. XVII век. Новгород.

Важным атрибутом архиерейского богослужения были рипиды, или опахала. Первоначально они изготавливались из кожи, перьев, тканей. Ими отгоняли насекомых от сосудов со Святыми Дарами при совершении таинства Евхаристии. Позже на дисках рипид стали появляться изображения ангельских существ. Образы Небесных сил на рипидах в виде лика, окружённого шестью крыльями, отгоняют духа тьмы от места таинства.

Рипиды. 1662 год. Новгород.
Рипиды. 1662 год. Новгород.

Восточные сени предворяют переход в Корпус викариев или Иоанновский корпус, построенный на месте древних палат. Экспозиции в нём посвящены произведениям конца XVII - XIX веков: отечественной и западно-европейской драгоценной посуде, осветительным приборам, предметам быта и церковного обихода, поступившим из новгородских храмов. Образцы посуды для пиров (см. фото ниже) при относительной простоте и однотипности формы разнообразны по своей орнаментации.

-32
-33
Канделябры. 1880-е годы. Лондон.
Канделябры. 1880-е годы. Лондон.
Кубок масонский. 1716 год. Германия.
Кубок масонский. 1716 год. Германия.

Былая роскошь монастырских ризниц предстаёт при осмотре экспозиции церковного искусства во втором зале. XVIII век отмечен большим вниманием к гравюре, резным композициям на темы библейской истории. Сюжеты, выполненные с некоторой наивностью и непосредственностью, придают особое очарование дарохранительнице, заказанной новгородским купцом первой гильдии Сергеем Азбукиным в 1751 году для Михайло-Сковородского монастыря под Новгородом.

Дарохранительница. 1751 год. Новгород.
Дарохранительница. 1751 год. Новгород.
Верхняя часть дарохранительницы.
Верхняя часть дарохранительницы.

В экспозиции также представлены предметы церковного обихода одной из древнейших и богатых обителей в Новгородской епархии - Свято-Юрьева монастыря, исполненные прославленными мастерами крупнейших ювелирных Торговых домов Петербурга и Москвы.

Оклад напрестольного Евангелия 1835 года изготовлен в мастерской старейшей российской фирмы И.П.Савикова в 1838 году. Оформление оклада приобрело совершенно новый характер благодаря изумительной живописной эмали.

Оклад Евангелия напрестольного. 1838 год. Фирма И.П.Савикова. Москва.
Оклад Евангелия напрестольного. 1838 год. Фирма И.П.Савикова. Москва.

Уникальные и блистательные по исполнению произведения мастеров разных столетий позволяют представить вклад Великого Новгорода в богатую и разнообразную художественную жизнь России. Сокровища Владычной (Грановитой) палаты вызывают большой интерес и восхищение, вдохновляют современных мастеров ювелирного искусства. Ниже фотографии экспонатов не задействованных в рассказе, но не менее интересных и значимых в коллекции Владычной (Грановитой) палаты.

Крест напрестольный. 1660 год
Крест напрестольный. 1660 год
Икона в серебряном окладе.
Икона в серебряном окладе.
-41
Крест напрестольный. Распятие с предстоящими. 1702 год.
Крест напрестольный. Распятие с предстоящими. 1702 год.
золотое блюдо с драгоценными камнями.
золотое блюдо с драгоценными камнями.
Кресты воздвизальные. XII-XII века. Новгород.
Кресты воздвизальные. XII-XII века. Новгород.
Золотые блюда с чеканкой.
Золотые блюда с чеканкой.
Евангелие напрестольное. 1741 год. Москва. Оклад: XVI-XVIII века. Новгород.
Евангелие напрестольное. 1741 год. Москва. Оклад: XVI-XVIII века. Новгород.
Кадило.
Кадило.
-48
-49
-50
Подсвечник. 1650 год. Новгород.
Подсвечник. 1650 год. Новгород.
Икона "Богоматерь Владимирская". Конец XVIII века. Оклад: 1790 год. Новгород.
Икона "Богоматерь Владимирская". Конец XVIII века. Оклад: 1790 год. Новгород.
Евангелие. 1773 год. Оклад: Распятие с предстоящими. Евангелисты. Силы небесные. XVIII век.
Евангелие. 1773 год. Оклад: Распятие с предстоящими. Евангелисты. Силы небесные. XVIII век.
Кресты наперсные. Распятие. XVIII век. Россия.
Кресты наперсные. Распятие. XVIII век. Россия.
-55
Евангелие. 1753 год. Оклад: Преображение. Евангелисты. 1756 год. Петербург.
Евангелие. 1753 год. Оклад: Преображение. Евангелисты. 1756 год. Петербург.
-57
-58
-59
-60
-61
Оклад иконы "Спас царя Мануила". 1843 год. Санкт-Петербург. Мастер Ф.А.Верховцев.
Оклад иконы "Спас царя Мануила". 1843 год. Санкт-Петербург. Мастер Ф.А.Верховцев.
Икона-складень "Богоматерь Одигитрия". Святые Мария Магдалина, Александр Невский, Ольга. 1896 год. Москва. Фирма Ореста Курлюкова.
Икона-складень "Богоматерь Одигитрия". Святые Мария Магдалина, Александр Невский, Ольга. 1896 год. Москва. Фирма Ореста Курлюкова.
"Конный улан". XIX век. Россия.
"Конный улан". XIX век. Россия.
Евангелие. 1759 год. Оклад: 1834 год. Москва.
Евангелие. 1759 год. Оклад: 1834 год. Москва.

Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить интересное.