Каждому взрослому важно понимать из чего складывается процесс самостоятельного обучения:
- постановка целей (чему я хочу научиться?);
- планирование (как я могу это сделать?);
- анализ результата, самооценка (чему я научился?).
Освоение этих процессов начинается в дошкольном детстве, в старшем дошкольном возрасте эти процессы уже становятся доступны ребёнку.
(материал "Готовность ребёнка к обучению в школе" https://dzen.ru/video/watch/5eb32acddadc5a18844d0aa4?share_to=link)
Но чтобы ребёнок научился воспроизводить эти процессы самостоятельно, ему для начала нужно помочь.
Как взрослый может помочь ребёнку начать учиться самостоятельно?
Создание внутренней мотивации:
- подумайте вместе с ребёнком о том, для чего нужно то или иное умение, знание.
Например: умение читать- , умение писать- , умение рисовать- , умение считать- .
Вам поможет трек лист умений и навыков, mood board, или "коллаж желаний" - это даст ребёнку представление о том, что знание - это не абстрактное понятие, а вполне видимое и достижимое, дающее превосходство его обладателю и открывающее путь вперёд.
Дайте понять, что оценка в дневнике это не цель обучения, цель обучения - это знание. Избегайте вопроса: "Какую оценку ты сегодня получил?". Если вы хотите узнать об успехах ребёнка, то спросите его: "Ты узнал сегодня как правильно складывать дроби?" или "Тебе удалось понять как происходит круговорот воды в природе?". Если ответ будет отрицательный, то здесь и нужно спланировать шаги, для того, чтобы это узнать, "построить лесенку к знанию". И вы научите ребёнка ставить цель и определять шаги для её достижения.
И опять вам поможет наглядность в виде коллажа или любого другого наглядного метода визуализации целей.
При системном подходе ребёнок не заметит, как научится ставить цель, планировать свой путь к ней и анализировать и оценивать свои успехи. А это залог успеха любого обучения.