Jewish study – динамично развивающееся направление в современной исторической науке. В российских гуманитарных науках наметилась устойчивая тенденция повышения внимания академического сообщества к истории евреев, проживавших в России в различные исторические периоды.
Изучение частной жизни евреев в контексте российских городов XIX – начала XX в. заставляет нас привлекать новые исторические источники. В фокусе данного исследования оказались составленные на медицинских служащих формулярные, служебные и кондуитные списки, сохранившиеся в Государственном архиве Смоленской области. Среди многочисленных формуляров было обнаружено немало послужных списков на лиц еврейского происхождения. Основной род их деятельности – медицинская (врачи, повивальные бабки) и фармацевтическая (фармацевты, аптекарские помощники, аптекарские ученики) сферы.
Либеральные реформы и черта оседлости
Смоленская губерния находилась за чертой оседлости, но тесно с ней граничила (Витебская, Могилевская, Черниговская губернии). Через Велижский уезд (ныне район Смоленской области, а в XIX в. уезд Витебской губернии) проходила черта оседлости. По российскому законодательству возможность евреев покидать черту оседлости и передвигаться в другие регионы страны была существенно ограничена. Ситуация кардинально изменилась после либеральных реформ Александра II в 1860-1870-е гг. Первоначально правом пересекать и проживать вне черты оседлости обладали исключительно купцы 1-й гильдии. Затем были расширены категории еврейского населения, обладавшие данной «привилегией». К числу таковых были отнесены врачи, имевшие ученую степень. С 1879 г. это право стало распространяться на всех выпускников высших учебных заведений, а также аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров, повивальных бабок. Это правило касалось и членов их семей. Подобное нововведение привело к тому, что евреи стремительно стали осваивать данные области профессиональной деятельности, которые позволяли им получать свободу относительно места проживания и осваивать «заманчивые» места вне черты оседлости. Смоленская губерния находилась в непосредственной близости от черты оседлости, что, по мнению историков, делало ее привлекательной для миграции. Прибывавшие в Смоленскую губернию евреи были в относительной близости от родных мест, что позволяло им не порывать с привычным окружением. Она стала одной из первых, куда устремились потоки евреев из западных губерний Российской империи. Вследствие этого к концу XIX в. в Смоленской губернии сформировалась многочисленная еврейская община.
Смоленск стал самым еврейским городом Европейской части России вне черты оседлости. К 1905 г., по официальным данным, в Смоленской губернии проживало 12 382 еврея, по неофициальным источникам их проживало значительно больше. К 1914 г. евреи составляли 10% жителей Смоленска. Министерство внутренних дел стало регулярно запрашивать сведения о евреях, имевших высшее образование, занимавшихся врачебным и аптекарским делом. Резко возросшее число евреев среди жителей Смоленской губернии оказывало существенное влияние на повседневную жизнь города и губернии.
Служебные, кондуитные списки аптекарей (фармацевтов), аптекарских помощников/помощниц и учеников/учениц
Одной из сфер профессиональной деятельности евреев стала медицина – врачебная деятельность и аптечное дело. Важным источником, репрезентирующим данный процесс, являются служебные и кондуитные списки содержателей аптек, фармацевтов, аптекарских помощников и учеников, сохранившиеся в Государственном архиве Смоленской области. В дореволюционных архивных фондах отсутствуют специальные фонды для формуляров и соответствующих списков о службе. Формулярные списки разбросаны по многочисленным фондам. Они представляли собой делопроизводственные документы. Их основное предназначение состояло в том, чтобы собрать минимальную информацию о потенциальном чиновнике/служащем/работнике. Эта информация являлась основной формой учета чиновников и служащих (в том числе в частной сфере) Российской империи. Составление формулярных списков практиковалось с 1750 по 1917 г. Они заполнялись на чиновников различных ведомств, а также врачей, учителей. Для других категорий служащих (фармацевтов, содержателей аптек, аптекарских помощников, фельдшеров и проч.) составлялись «служилые» и «кондуитные» списки.
Они содержали практически все те же графы, что и формулярные списки. Утвержденный шаблон формулярных, служилых и кондуитных списков включал в себя сбор следующей информации: чин, имя, фамилия, отчество, должность, «лет от роду», вероисповедание, знаки отличия, «получаемое содержание», звание, наличие недвижимости (дом, земля), полученное образование (с подробным указанием времени и места учебы), участие в военных действиях, наличие штрафов, наград, время нахождения в отпуске и отставке, наличие судебных тяжб, семейное положение с указанием имен и дат рождения детей.
В 1870-х гг. для аптекарей и аптекарских учеников были введены кондуитные списки. Понятие «кондуитный список» (от фр. conduite – поведение) было заимствовано из названия особых документов по учету офицеров Российской империи, в которых делались отметки о службе и поведении. Пилотный анализ служилых и кондуитных списков Государственного архива Смоленской области с привлечением иных источников (архивных фондов учебных заведений, статистических отчетов, Памятных книжек Смоленской губернии за 1855-1915 гг., выпусков «Смоленского вестника» за 1878-1917 гг.) позволили сделать следующие выводы.
Впервые в губернии «вольные» (частные аптеки) были основаны в 1820-е гг. (принадлежали Г. Лукашевичу, Ф. Роланду, С. Краузе, А. Мего). Правила, регламентирующие различные звания служителей аптек, окончательно были приняты в 1845 г. Вплоть до 1917 г. они закрепляли юридический статус провизоров. Низшей ступенью в иерархии аптекарских служащих была должность аптекарского ученика.
С нее начиналась карьера будущего провизора, так как для того, чтобы сдать экзамен на звание аптекарского помощника или фармацевта, необходимо было иметь опыт работы в аптеках. Первоначально аптекарскими помощниками могли быть исключительно мужчины, но с 1888 г. это право получили и женщины.
Для поступления в аптекарские ученики необходимо было иметь образование не ниже четырех классов гимназии (прогимназии) и сдать специальные экзамены (прежде всего латынь). Аптекарские ученики, имевшие опыт работы в аптеках, могли сдать экзамен при университетах для получения звания провизора или аптекарского помощника.
Для провизоров устанавливалась ученая степень – магистр фармации, которая вводилась вместо прежнего звания аптекаря. Магистерскую степень получали провизоры после сдачи специального экзамена и публичной защиты диссертации в университете.
Анализ численности аптек и аптечных магазинов в Смоленской губернии с 1850 по 1917 г. показал, что наибольший всплеск в развитии аптечной сети происходил с конца 1870-х гг. За 50 лет (с 1850 по 1900-е гг.) численность аптек в губернии возросла в три раза. В целом это отражало общероссийскую тенденцию развития аптечного дела.
Причин стремительного роста числа аптек в губернии можно найти различное объяснение. Архивные данные, реклама на страницах дореволюционной прессы убедительно свидетельствуют о том, что область фармацевтической деятельности становилась привлекательным бизнесом. Однако эти причины никак не объясняют стремительность изменений, когда число аптек и аптечных магазинов в губернии за два года увеличилось в 1,5 раза. Решающим фактором, на наш взгляд, все же стал указ 1879 г., разрешавший фармацевтам, аптекарям, аптекарским ученикам еврейского происхождения проживать вне черты оседлости. Смоленская губерния, в непосредственной близости с которой проходила черта оседлости, стала первой, куда устремились евреи, проживавшие в соседних западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской).
Анализ содержателей «вольных» аптек (принадлежали частным лицам) показывает, что среди них с начала 1880-х гг. стало появляться все больше евреев. Следует заметить, что для открытия аптеки необходимо было получить звание провизора или магистра фармации, что было не всегда простым делом, в особенности в университетах, находившихся вне черты оседлости.
Среди содержателей аптек были лица с высшим званием в своей области – магистр фармации. С 1845 по 1900 г. в России звание магистра получили всего 300 чел. В Смоленске удалось обнаружить два магистра, среди которых один имел еврейское происхождение (Э.И. Дорман).
В то же время архивные дела, связанные с процессом открытия «вольных» аптек евреями свидетельствуют о многочисленных сложностях, возникавших с противодействием владельцев других «вольных аптек» (не евреев), органов местной или центральной власти.
В Государственном архиве Смоленской области сохранилось значительное число служебных и кондуитных списков, составленных на аптекарских помощников и учеников, среди которых было немало лиц еврейского происхождения. Обнаруженные списки имеют генеалогическую ценность, так как позволяют установить важные факты из жизни многочисленных евреев, покидавших черту оседлости. Кроме этого, статистические данные, полученные о числе евреев в губернии, согласно переписям, зачастую не точны, многие евреи избегали переписки. В отчетных ведомостях о количестве проживавших евреев нередко у одних и тех же семейств за разные годы пропадают и появляются взрослые дети, указанные документы на право жительства приводятся от разных лет. Все эти несостывки усложняют исследовательский процесс. К тому же после принятия указа 1879 г. территориальная мобильность евреев существенно повысилась, и они попросту могли не попасть в перепись. Обнаруженные списки позволяют существенно скорректировать статистические данные о проживавших в губернии евреях. До введения указа 1879 г. служилые списки, составленные на евреев, которые в исключительных случаях, получая специальные разрешения, покидали черту оседлости, содержалась специальная графа, в которой свои отметки делали органы полиции. Раздел содержал сведения о поведении человека:
«Из удостоверения Можайского надзирателя видно, что во время проживания г. Каплана в Можайске с 5 декабря 1878 г. он вел себя прилично звания и дело о нем по полиции не производилось».
Согласно документам врачебного управления Смоленской губернии, до указа 1879 г. проживавшим в губернии аптекарским ученикам еврейского происхождения необходимы были специальные разрешения, а также свидетельство о навыках и поведении, выданное содержателем аптеки, при которой состоял ученик. Управляющие аптек могли использовать сложное положение евреев, удерживая их на позиции аптекарских учеников, тем самым пользуясь, фактически, бесплатной рабочей силой.
Из делопроизводственной переписки и служилых списков видим, к примеру, что на известного в Смоленске содержателя аптек Э.Д. Гоффмана, немца по происхождению, в 1870-е гг. поступали многочисленные жалобы учеников-евреев. Аптекарские ученики свидетельствовали, что им не выдавались свидетельства о работе в аптеке на соответствующей позиции. Без выписанных свидетельств о практике кандидат не мог поступить на службу в другую аптеку, было затруднено его передвижение, невозможно было подать заявление на сдачу экзамена на получение аптекарского звания.
Показательна жалоба аптекарского ученика Аэрона Раковщикова от 1875 г.:
«Пробыв в аптеке г. Гоффмана более полутора месяца, видя его недобросовестное обхождение с аптекарскими учениками, в том числе и со мной и при том, имея в виду, что из аптеки г. Гоффмана ни один из аптекарских учеников и помощников не отправлялся от него без ссор и неприятностей, как например: аптекарские ученики г. Чалов, г. Блюменталь, г. Сухоцкий и г. Мандельшам, при том же я заметил, что от г. Гоффмана нельзя приобрести изучение фармации, потому что г. Гоффман при составлении лекарств скрывается и не пускает учеников к смотрению при составлении оных».
После принятия новых правил 1879 г. о свободном проживании евреев, имевших высшее образование, звание аптекарей, аптекарских помощников, в юридическом отношении они становились в большей степени защищены.
Анализ кондуитных списков аптекарских учеников и помощников показывает, что они редко оставались на одном и том же служебном месте. Часто аптекарские ученики и помощники меняли аптеки, задерживаясь в них не более двух-трех лет. Высокой была их территориальная мобильность. С целью профессионального развития, получения новых навыков, расширения сфер коммуникации, улучшения материального положения провизоры, аптекарские помощники и ученики мигрировали в различные уголки Российской империи. К примеру, Мир Иовнович Левидор, получив образование в Виленском раввинском училище, сдал экзамен на звание аптекарского помощника на медицинском факультете Казанского университета, затем за два года прослужил провизором в Уфе, Москве, позже в Смоленске. Исаак Каплан с 1875 по 1880 г. трудился в аптеках Казанской, Московской, Курской, Калужской, Смоленской губерний.
Возрастной состав аптекарских помощников и учеников – молодые люди до 20 лет. Именно они относились к наиболее мобильной части еврейского населения, активно покидавших черту оседлости. Это определяло их семейное положение. Абсолютное большинство из них – неженатые.
После разрешения в 1888 г. женщинам получать звание аптекарских помощниц и фармацевтов в Смоленской губернии резко возросло число аптекарских учениц. Для того, чтобы сдать экзамен на звание аптекарской помощницы, необходимо было иметь практику в должности аптекарской ученицы. Большинство аптекарских помощниц в губернии, судя по прошениям на сдачу экзаменов в гимназии, – еврейки. Они стали массово сдавать необходимые экзамены в женских гимназиях. Первые объявления о приеме аптекарских учениц в местной прессе появились в 1897 г., в них указывалось:
«Девицы, окончившие полный курс или 5 классов гимназии и желающие посвятить себя фармацевтической деятельности, могут подготовиться теоретически и практически, адрес в редакции».
Многие аптеки Смоленска осуществляли набор аптекарских учениц.
С начала XX в. число женщин еврейского происхождения, желавших сдать экзамены при гимназиях, достигло рекордного числа. По окончании испытаний девушки получали свидетельства (удостоверения). В качестве примера – типичное удостоверение аптекарской ученицы:
«Дано сие удостоверение, окончившей пять классов Ковенской женской гимназии Н.Г. Лосицкой Ковенской губернии Бассе Ривке Левин, иудейского вероисповедания, родившейся 14 мая 1896 г., в том, что она, Левин, согласно прошения, в апреле месяце 1917 г., Педагогическим советом Сычевской гимназии была подвергнута сокращенному испытанию для получения звания аптекарской ученицы и таковое испытание выдержала удовлетворительно».
Женщины обучались, сдавали экзамены на звание аптекарских учениц, затем трудились по этой специальности, однако самостоятельное занятие ими должности провизоров и аптекарей в губернии практически не встречалось. В 1910-х гг. в должности аптекарской помощницы числилась Ш.Г. Лифшиц в аптеке Смоленского губернского земства, аптекарских учениц – П.Э. Рейзлин, в аптеке Смоленского губернского земства, С.Н. Шапиро, в Никольской аптеке г. Смоленска, Р.Х. Азарх, в вольной аптеке Поляка в г. Смоленске, Г.И. Миркина в Бельском уезде, А.А. Халфина в Гжатском уезде и др. Женщины еврейского происхождения если и становились содержательницами аптек, то, как правило, это было связано с передачей аптеки по наследству после смерти мужа-провизора. В Смоленске, например, из шести «вольных аптек» единственная принадлежала «жене провизора» Етте Михеевне Зеликиной, которая досталась ей после смерти мужа.
Формулярные списки врачей
Лицам иудейского происхождения, выпускникам медицинских факультетов высших учебных заведений, было разрешено проживать вне черты оседлости в 1861 г. Изучение формулярных списков врачей Смоленской губернии показывает, что среди врачей встречались евреи, но в процентном соотношении в гораздо меньшей степени, чем фармацевтов, аптекарских помощников и учеников. Вероятно, это было связано с большой конкуренцией, а также со сложностью получения звания врача (длительность обучения, высокие затраты на обучение, ограниченный доступ евреев в университеты). В этой связи фармацевтическая сфера выглядела для евреев более привлекательной. Можно было сразу поступить в аптекарские ученики, затем, по прошествии небольшого срока, сдать экзамен в университете.
Положение врачей-евреев существенным образом не отличалось от не евреев. Они официально состояли на государственной службе, что стало возможным по указу 1879 г. Их оклад был таким же, как и у врачей не евреев. Единственным существенным отличием социального статуса врачей иудейского вероисповедания – крайне редкое получение наград и чинов. Зачастую это было возможно исключительно при перемене вероисповедания. В формулярном списке Рославльского врача Эммануила Рубинштейна в графе «вероисповедание» указано – «православное». В отличие от своих коллег-евреев иудейской веры он дослужился до чина титулярного советника и имел «высочайшие признательности».
Врачи иудейского происхождения, как правило, получили высшее образование за границей или в западных губерниях России, в местах прохождения черты оседлости (Берлинский, Дерптский, Виленский университеты). Они занимали различные должности – уездных, городских, земских врачей. Формулярные списки демонстрируют, что врачи-евреи вполне могли быть зачислены в штат духовных училищ (к примеру, М.М. Дейч служил при Бельском духовном училище, получая за это оклад), что свидетельствует в пользу отсутствия религиозной сегрегации.
Среди врачей-евреев были одни из первых в губернии доктора медицины. К примеру, Л.Ф. Мандельштам – Рославльский уездный врач (с 1867 г.), доктор медицины, защитивший диссертацию в 1864 г. на степень доктора медицины в Дерптском университете.
Врачи-евреи нередко службе в должности врача при городском или земском управлении предпочитали частную практику. Это может быть обусловлено различными причинами, как наличием соответствующих качеств, связанных с предпринимательством, так и с пониманием определенных ограничений по службе (отсутствие наград, чинов, что влияло на их оклад). Накануне Первой мировой войны в Смоленске известность имели частные лечебницы докторов О.Е. Черномордика (лечение внутренних и нервных заболеваний, применялись новейшие медицинские средства – электризация, световые ванны), С.И. Розенфельда (женские болезни), частные приемы докторов К.А. Кагана (кожные и венерические заболевания), С.И. Штейнера (глазные болезни), Г.Л. Зеленина (детские болезни), И.М. Фикельштейна (венерические болезни), Темкиной-Берестинской, Б.М. Ривкина, А.Я. Черняка, С.С. Тилевич-Левитиной, Е.Р. Розенфельда, Б.С. Розенсона и др. («зубные врачи»).
С появлением возможности женщинам получать высшее медицинское образование среди врачей стали появляться женщины иудейского вероисповедания. Следует заметить, что первой российской женщиной-врачом, получившей научную степень в области медицины (доктор медицины), стала Варвара Александровна Кашеварова-Руднева, проживавшая в г. Велиже (Витебская губерния в XIX в., ныне район Смоленской области). Она происходила из бедной еврейской семьи. Среди женщин-врачей нередко были выпускницы известных европейских университетов. К примеру, Иппа Раиса Владимировна окончила Женевские врачебные курсы (с 1888 г. работала в Смоленском земстве). В городах губернии стали появляться повивальные бабки, а затем акушерки еврейского происхождения, которые, как правило, занимались частной практикой.
***
Одним из важных следствий либеральных реформ 1860-1870-х гг. стало расширение прав евреев относительно проживания и рода деятельности. Формулярные, служилые и кондуитные списки, сохранившиеся в Государственном архиве Смоленской области, свидетельствуют, что с начала 1880-х гг. евреи стали активно прибывать в Смоленскую губернию. Несмотря на то, что Смоленская губерния не входила в черту оседлости, к началу XX в. сформировалась весомая еврейская община. Повседневная жизнь евреев была тесно вплетена в жизнь региона. Значительное число евреев являлось аптекарями, аптекарскими помощниками и учениками. Благодаря этому число аптек в губернии существенным образом увеличилось.
Молодое поколение евреев, прибывая из мест, входящих в черту оседлости, занимали позиции аптекарских учеников. С конца XIX в. женщины еврейского происхождения также стали активно проникать в фармацевтическую сферу.
Среди врачей губернии становилось все больше евреев, что также было связано с возможностью лицам, имевшим высшее медицинское образование, проживать вне черты оседлости. Врачи-евреи не имели ограничений по службе, но присутствовала некоторая дискриминация в части получения наград, званий и чинов. Это обуславливало их интерес к частной практике. Врачи-евреи способствовали развитию частной медицины в Смоленской губернии. Обнаруженный архивный материал позволяет выступить одним из источников, репрезентирующим повседневную жизнь еврейского населения в Российской империи, дополняя повседневную жизнь российских городов, позволяя выявить нюансы национальной политики государства. Кроме этого, сохранившиеся источники имеют значительную ценность для потенциальных генеалогических исследований.
АВТОР: Наталья МИЦЮК, доцент кафедры философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук Смоленского государственного медицинского университета, доктор исторических наук; Леонид СТЕПЧЕНКОВ, ведущий специалист Государственного архива Смоленской области
Источник: научно-популярный журнал "Край Смоленский" №11, 2020 г., стр.18-25
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.