Найти тему
Кисть и скальпель

Фармацевт Пьер Кют – друг Франсуа Клуэ

В 1562 г. Франсуа Клуэ написал портрет мужчины в темном костюме, сидящего за столом. Клуэ был придворным живописцем королей Франции. Ему довелось писать Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX Валуа. Мужчина на картине молод, у него серьезное выражение лица. Рядом на столе лежит раскрытая книга – гербарий. Кажется мужчина только что небрежно его листал и отвлекся буквально «на секундочку», чтобы его запечатлели в вечности. После он обязательно вернется к своему занятию.

Франсуа Клуэ. Портрет фармацевта Пьера Кюта. 1562 г. Лувр. Париж, Франция.
Франсуа Клуэ. Портрет фармацевта Пьера Кюта. 1562 г. Лувр. Париж, Франция.

Имя мужчины с картины Пьер Кют (1519 – после 1588). Он жил в Париже в эпоху Возрождения и был фармацевтом. Отсюда присутствие гербария на картине. Под кисть Франсуа Клуэ он попал потому что был также другом и соседом художника. Клуэ часто писал не только коронованных особ, но и парадные портреты менее именитых современников.

На портрете видно влияние Флорентийской школы – родительницы самого жанра портрета. К Флорентийской школе относятся такие художники как Джотто ди Бондоне, Донателло, Микеланджело, Бронзино, Боттичелли, Фра Анжелико, Липпи, Мазаччо и др. В последней трети XV века художники этой школы стали писать портреты в три четверти, а герой изображался до талии. Правда чаще всего герой был запечатлен на фоне пейзажа, как на портрете кисти Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека с медальоном. Ок. 1474 г. Галерея Уффици. Флоренция, Италия.
Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека с медальоном. Ок. 1474 г. Галерея Уффици. Флоренция, Италия.

В XVI веке, вместо природы, декорацией стали часто выступать предметы интерьера: колонны, занавеси и пр.

Анжело Бронзино. Стефано IV Колонна. 1546 г. Национальная галерея старинного искусства. Рим, Италия.
Анжело Бронзино. Стефано IV Колонна. 1546 г. Национальная галерея старинного искусства. Рим, Италия.

Такая композиция нашла популярность у мастеров Северной Европы.

Клуэ видимо был знаком с Флорентийской школой, поскольку то, как изображен Пьер Кют, то, как мужчина сидит, опершись на одну руку, а сзади него в одном углу спадает занавеска, подчеркивающая глубину картины – типичный сюжет Флорентийской школы.

Возвращаясь к герою картины – Пьеру Кюту, то про него нужно сказать, что он не был обычным фармацевтом. В самом сердце Парижа он содержал и поддерживал аптекарский сад (jardin de simples) – вероятно один из первых гражданских садов во Франции, поскольку широкое распространение они получили только в следующем XVII веке. Изначально, в Средние века, аптекарские сады разбивались только при аббатствах и монастырях. В 812 г. Карл Великий издал акт, в котором перечислялись виды растений, которые в обязательном порядке должны были выращиваться в монастырских аптекарских садах. В список таких растений вошли горькая полынь, белая полынь, лечебная полынь, зеленый лук, фенхель, лаванда, душица, бальзамит (петушиная мята), лекарственный иссоп, петрушка, лекарственный розмарин, рута душистая, чабрец, сантолина, чабер горный, шалфей мускатный, пижма. Вне религиозных стен аптекарские сады появились только в XVI веке, сначала в Германии и Италии. Во Франции официально они возникли еще на век позже. Первым большим садом медицинских растений стал Королевский сад в Париже, разбитый по приказу Людовика XIII. Тем не менее одним из основателей маленьких частных аптекарских садов был герой картины Франсуа Клуэ – Пьер Кют, выращивавший там растения скорее всего для своих профессиональных нужд.