99% из моих подписчиков уверены, что осанка влияет на пение!
Когда я запустила тест: влияет ли осанка на качество вокала, то большинство ответило, что это явно влияет и обязательно нужна прямая спина для вокалистов. Сейчас мы в этом во всём разберёмся!
Начнём с того, можем ли мы что-то делать непрямой спиной? Ну, предположим, писать? Мы можем говорить сутулясь? Получается, что для того, чтобы жить, для того, чтобы выполнять какие-то обычные дела, мы не должны держать ровно спину. Мы можем делать многие действия, в принципе, с любой осанкой. Но если мы попробуем разобраться, с другой стороны, то вспомним, что у нас есть в теле симметрии: Можно ли дышать одним лёгким? нет! Можем ли мы дышать одной ноздрей? Можем, но это будет сложнее. Если один симметричный орган не работает, то его функции на себя берет другой из пары.
А вы пробовали что-то петь, когда вы не держите спину прямо? Вот я, например, пробовала петь сутулясь, и знаю, что смогу спеть абсолютно нормально. И на одном боку, лёжа с радикулитом, мой голос справится с репертуаром. Я много лет играла на скрипке, у меня серьёзный сколиоз, перекос плеч, но это мне никогда не мешало петь. Почему же тогда вокалисты настолько уверены, что прямая спина влияет на качество вокала, на качество голоса?
Для начала надо понять, чем и зачем мы дышим. Во время пения мы удерживаем вдох мышцами, чтобы максимально долго расходовать воздух, равномерно распределяя выдох.
Да, у нас участвуют мышцы, а точнее группы мышц различных видов, но дело в том, что человек такое существо Великолепное, которое может пользоваться какими-то мышцами, а какими-то не пользоваться.
К примеру, я могу отдельно помахать левой рукой, напрячь мышцы пресса, широчайшие мышцы спины. Так и в пении можно работать не всеми мышцами сразу, а "включать" их и "выключать" по желанию. Если у меня не работает передняя группа мышц поддержки дыхания, то я могу подключить другую группу мышц. Если сегодня у меня заклинило под лопаткой, и я не могу пользоваться мышцами спины, то передам нагрузку на другие мышцы. Ну, конечно, я с радикулитом не смогу спеть двух часовой сольный концерт, но в целом исполнить песню на мероприятии смогу без этих мышц.
А если мы посмотрим записи певцов, которые сидят за роялем, и во время исполнения играют, то вряд-ли они ровно держат спину. Если проанализировать танцующих певцов, например, Beyoncе, которая во время исполнения может и наклоняться, изгибаться, и в одну сторону нагнувшись, стоять с кривым позвоночником и продолжать божественно петь, то становится понятно, что прямая спина - не основа хорошего вокала. Анна Нетребко в некоторых постановка поёт сидя, лёжа, вниз головой, в самых сложных позах для спины её вокал остаётся прекрасным.
Хорошо, когда мы симметричные, тогда у нас правильно работают органы, симметрично распределяется нагрузка по телу, конечно, в этом случае звук будет более расслабленным. Хотя иногда мы хотим намеренно сделать голос напряжённым. Во время какого-то сильного напряжения в песне, мы можем изгибаться, сворачиваться, скручиваться. Вспомним выступления Григория Лепса, когда у него какие-то сложные места в произведениях, он может выгибаться, сутулиться.
Мы неосознанно пытаемся распределить нагрузку на весь организм, и на себя напряжение берёт именно та часть тела, которая сейчас готова к этому, хотя это всё происходит неосознанно.
Грамотная работа мышц во время пения, управляемая, продуманная, качественно меняет вокал. В различных методиках этот процесс называют по-разному: опора, поддержка, анкеровка. Важно, чтобы было понимание, и правильно работал механизм. Тогда будет по силам любой репертуар. А самое главное: Этому можно научиться!
Развивайтесь, поющие! Верьте науке, а не мифам!