Решил открыть новый цикл материалов по теории кино, который будет называться «ПОЛНЫЙ РАЗБОР». Разбирать мы будем всякие трюки, приёмы, моменты, и прочие подобные интересные вещи. Контент рассчитан как на зрителя, так и на кинодела.
Не знаю, будет ли всё это в Дзене, так как на этих материалах я не зарабатываю ровно ничего. Ценовая политика Дзена уже давно скатилась до прямого издевательства над авторами. И, как только появится возможность, вероятно, перетащу всё на сайт киностудии. Ну а пока продолжим.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор и кинематографист. Рассказываю о мелких деталях в кадре, и их назначении.
История фильма состоит не только из планов, диалогов, актёров и мизансцен. Достаточное большое значение имеют детали в кадре, которые могут относиться как к этой истории, так и к другой. Это могут быть какие-то предметы, люди, животные, которые появляются на какое-то время. Как правило, в картинном поле кинокадра нет ничего лишнего. И каждая такая деталь несёт определённое значение.
Случайные и неслучайные появления
Появления в кадре предметов, людей, животных, а также эффекты от такого появления. Скажем, пролетел самолёт над головой персонажа, или промчалась машина, поднятый ветер взметнул листья. Запрыгнула на подоконник кошка. Всё это служит для оживления кадра, насыщения его атмосферностью. Интересно, что многие зрители не обращают внимания на такие детали, но подсознательно они всё равно работают. Чем более естественно и интересно представлены детали, тем более художественно насыщена ваша картина.
Иногда детали могут придавать дополнительные характеристики персонажу. Например, вот Пацюк в вышиванке, что вроде как должно подчеркнуть его украинское происхождение. На мой взгляд, лишняя деталь для персонажа, говорящего на украинском языке:
Помимо одежды, в подобном качестве используются нашивки, награды, часы, феньки, талисманы, татуировки, и прочее.
Появления персонажей могут нести как обычную художественную нагрузку, так и нагрузку по действию. В этом случае они уже предназначены для полноценного включения в историю. Скажем, вот как будто случайно подъезжает полицейский, ну просто по каким-то делам.
И дальше начинаем строить монтажный ряд. Появляется автоколонна, и зритель понимает, что это неслучайно, что-то должно произойти.
Показываем полицейского ещё раз, два — и зритель понимает, что в событии, которое скоро случится, полицейский и автоколонна связаны. Ну и так далее. Чтобы привлечь дополнительное внимание, можно использовать различные методы. Здесь, скажем, не совсем обычный мотоцикл. Но чаще используется не совсем обычный человек, например, вот этот:
Или такое: за спиной персонажа Майкла Дугласа пролетает большой самолёт.
На этом кадре — просто случайное уличное событие. Но в компьютерной игре такой самолёт может указывать на местонахождение аэропорта. Если бы это был фильм про 11 сентября, то следующий кадр мог показывать, как самолёт врезается в здание Северной башни ВТЦ. Таким образом, одно и то же событие может иметь разные значения в контексте вашего фильма.
Пасхалки
Пасхалка — это заключённый в кадре маленький секрет. Чаще всего, отсылка к какому-то событию или проекту (книге, кинокартине, пьесе или их героям), вероятнее всего, внешнему, то есть не относящемуся напрямую к истории фильма. Но бывает и так, что пасхалка отсылает нас в сюжет самой пьесы. Простейшая отсылка — так называемое «чеховское ружьё», висящее на стене.
Пасхалки предназначены как для поклонников конкретного фильма или игры, так и просто для внимательных зрителей. Причём это может быть как предмет, человек или животное, надпись, так и событие, заложенное в игровой мир картины.
Скажем, цветовая дифференциация штанов в «КИН-ДЗА-ДЗА !» — отсылка к указу турецкого султана Мехмеда II. В 1453 году он издал указ, по которому греки должны были носить черные штаны, армяне — фиолетовые, евреи — голубые. Малиновые штаны, разумеется, имели право носить только турки.
Обратимся опять к мини-сериалу «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ». Мало кто замечает, что на стене у Шарапова висит бинокль. Бинокль появляется в первой серии, когда Жеглов приходит к Шарапову:
Именно про этот бинокль Шарапов говорит Жеглову в сцене на лестнице Большого театра, но уже в третьей серии:
В этой же серии меняется на портрет Вари фотография какой-то девушке с телефонной трубкой, стоящая на столе у Шарапова. В сцене задержания банды фотография прикреплена к двери кладовой. Зритель постоянно видит связь Шарапова с Варей, хотя она не очень-то стремится форсировать отношения. Когда Шарапов выгнал Жеглова, он неиллюзорно намекнул девушке, что можете переночевать где угодно. Однако она сделала вид, как будто не расслышала. Кстати, в книге Синичкина погибла, её решили оставить в живых только в экранизации, чтобы не огорчать зрителей.
Ну вот примерно таким образом всё это работает. Главное — понять, что это гибкая система, и очень многое зависит от того, при каких обстоятельствах вы используете ту или иную деталь.
А пока на этом всё, с вами был Антон Владимиров. Спасибо всем вам, что вы здесь, и до встречи в эфире.
PS. Кстати, в нашем фильме про Виктора Цоя пасхалкой является весь заявочный план, он же старт-сцена. Внимательный зритель разгадает сразу, а невнимательный потом прочтёт в каком-нибудь обзоре. Но это не точно. Всем мира.