Космос… последний рубеж. Здесь на протяжении более сорока лет путешествуют герои сериала “Звездный путь”, и их великая Одиссея до сих пор не закончена. И хотя оригинальный сериал прожил всего три сезона, приключения героев продолжились: в мультфильмах, новых сериалах и на большом экране. Но всего этого могло бы и не произойти, если бы не один сиквел — и злодей, подаривший ему свое имя…
Сейчас трудно поверить, но в начале 80-х студия Paramount со скепсисом смотрела на судьбу своей космической саги. Повторы сериала на телеканале по-прежнему пользовались успехом и собрали преданную базу фанатов. Но первая попытка перенести Капитана Кирка и компанию в 1979-м на большой экран оставила у продюсеров смешанные впечатления. Стремясь сделать спецэффекты в духе недавно вышедших “Звездных войн”, постоянно дорабатывая и переделывая сценарий, продюсер Джин Роденберри потратил 45 миллионов долларов бюджета. Отбить эти деньги удалось, но после довольно прохладных отзывов осадок у студии остался. Чтобы удержать франшизу на плаву, сиквел должен был и положительные отзывы собрать, и уложиться в куда более скромную сумму. Так у руля второй части “Звездного Пути” оказались продюсер Харв Беннет и режиссер Николас Мейер.
“После неудач первой полнометражки Роденберри растерял все доверие. Критикам картина не понравилась, и поначалу казалось, что и публике не понравится. В Paramount посмотрели на бюджет, посмотрели на сборы, и сказали: «Уберите-ка Роденберри оттуда». Так что Джину сказали: «Ты теперь главный консультант. У тебя будет свой кабинет, будешь отсматривать все сценарии, но к съемкам мы тебя больше не пустим: слишком дорого». Конечно, это звучало вежливее, но смысл был именно такой.”
Дэвид Джеррольд, сценарист Star Trek: The Original Series.
Ни Мейер, ни Беннет не видели ни одного эпизода оригинального шоу. Казалось бы, с таким руководством у команды были все шансы упустить атмосферу оригинального сюжета. Но вышло иначе: видение людей со стороны оказалось тем самым глотком свежего воздуха, которого так не хватало «Звездному Пути».
«Звездный Путь» напомнил мне книги о капитане Горации Хорнблоуэре, которыми я зачитывался в детстве. Горацио Хорнблоуэр — бравый капитан английского флота времён войны с Наполеоном, который постоянно встречал новых персонажей и попадал в разные передряги. Я подумал: ведь капитан Кирк — это тот же Хорнблоуэр, но в космосе! Если я забуду про то, что у него космических корабль, у меня все получится. — Николас Мейер, режиссёр
В поисках вдохновения Беннет начал пересматривать старые эпизоды сериала. И остановился на «Космическом семени», решив использовать его как отправную точку для нового фильма. Главной причиной стал ключевой антагонист эпизода: амбициозный диктатор Хан Нуньен Сингх в исполнении Рикардо Монталбана.
Генетически модифицированный диктатор из прошлого, затаивший на капитана Кирка смертельную обиду и жаждущий поквитаться с давним соперником? Да ещё и в исполнении одного из самых выразительных актеров своего времени? Лучшего и придумать было нельзя.
К теме мести легко подошли и другие: старение, смерть, принятие собственных недостатков и несовершенства человеческой природы. И вместе с ними: надежда на изменения, перерождение и новую жизнь. Именно его символизирует проект терраформирования с библейским названием Genesis.
«Сценарист Майк Майнор прочитал статью о терраформировании в научном журнале, и предложил сделать не оружие уничтожения, а что-то более мирное. После доставки на планету оно не убивает жизнь, а создаёт. И когда это услышал Шатнер, он подскочил, обнял его и сказал: “Вот он, дух старого “Звездного Пути!”»
Ли Коул, Арт-директор
Пока помощник Беннета пытался свести воедино пять вариантов сценария, сам продюсер принялся уговаривать актеров, нервы которых были изрядно потрепаны съемками первой части. И тут возникли сложности. Уильяму Шатнеру, игравшему роль Кирка, не хотелось, чтобы возраст персонажа признавали на экране — он полагал, что все ещё выглядит достаточно моложаво. А Леонарду Нимою, исполнителю роли Спока, настолько надоел его персонаж, что он был согласен вернуться только при одном условии: для Спока этот фильм должен был быть последним.
Мейер, тем временем, принялся вносить свои изменения в то, как должна была выглядеть новая картина. Именно благодаря ему офицеры Звездного Флота сменили разноцветные «пижамные кофты» на красно-белые мундиры и получили четкую визуальную систему различий. Преобразилась и палуба «Энтерпрайза»: Мейер хотел, чтобы она больше напоминала палубу военного корабля.
«Я изменил все, что только можно было изменить. Звания, палубы, отдельные слова — так, чтобы максимально было похоже на флот. И эти изменения продержались очень долго. Кое-какие сходства, конечно, были и раньше, но я их усилил. Стало куда больше похоже на настоящий флот».
Николас Мейер, режиссёр
Все эти нововведения не могли не вызвать недовольства создателя сериала Джина Роденберри. Он и раньше был не в восторге от того, что его отстранили от любимого детища, выделив должность главного консультанта — этакого свадебного генерала, с советами и жалобами которого можно было и вовсе не считаться. Теперь же чужаки принялись и вовсе уродовать его творение: превращать мирный Звездный Флот, задача которого — заниматься изучением и исследованием космоса — в явно военную организацию. А после того, как Мейер и Беннет решили “убить” Спока, терпению Роденберри пришел конец: он отомстил, “слив” один из вариантов сценария фанатам. Те даже стояли вокруг студии с плакатами, протестуя против смерти Спока и отправляли актеру Леонарду Нимою письма с угрозами.
«Такое предательство со стороны Роденберри застало Харва Беннета врасплох: он думал, что ”отец Звездного Пути” одобряет его и представить не мог, что тот решится слить подробности сценария. У них не получалось работать вместе: по сути, Джин просто сидел у себя в кабинете, и ему, как Джаббе Хатту приносили сценарии и первые варианты монтажа на одобрение. Заняться ему было больше нечем, и от обиды он решил спустить на Беннета разгневанных фанатов». — Джоэл Энгел , биограф Джина Роденберри
Но остановить работу над фильмом это не помешало: финальную версию сценария Мейер написал в рекордно короткие сроки — за 12 дней. Актёры, ознакомившись с текстом, безоговорочно согласились. Экипаж «Энтерпрайза» был готов к новому приключению.
Но в этот раз вызов им бросал не просто неизведанный инопланетный враг: сценарий Мейера заставил Кирка столкнуться с ошибками собственного прошлого, с личной гордостью и последствиями необдуманных решений. Не случайно в самом начале, после теста «Кобаяси Мару», призванного проверить характер выпусников, Кирк признается, что никогда не проходил испытание в задуманном виде. Вместо этого взломал код симуляции и смог выйти победителем. Но от испытания не уйдёшь, и таковым для Кирка становится Хан.
«За свою жизнь я сыграл очень много антагонистов — злодеев, как иногда говорят. Но очень быстро я понял, что сами злодеи не считают себя таковыми. Они творят злодеяния, но для себя они — герои. Когда я играю хороших персонажей, то стараюсь найти в них изъян, потому что стопроцентных героев не бывает. Хан искажён ненавистью и презрением, но его поступки продиктованы благой целью: местью за женщину, которую он любил». — Рикардо Монталбан, актер.
Оставленный когда-то капитаном на умирающей планете, лишившийся любимой женщины, Хан сосредотачивает свою жизнь на одном: мести за погибшую возлюбленную. И если Кирк о прошлом забывает, то Хан живет только им. И то, и другое оказывается губительно. Хан умирает в поисках возмездия. А за ошибки Кирка приходится платить его самым близким людям: команде Энтерпрайза.
«Мне не надо убивать тебя. Я причинил тебе боль. И хочу делать это снова и снова. Я оставлю тебя так же, как ты — меня с ней… навеки брошенными посреди пустынной планеты. Похороненными… заживо».
Фильм имел невиданный успех и у критиков, и в прокате: при бюджете всего в 12 миллионов он собрал 97. Студия была довольна. «Звездный Путь» был спасён. С оригинальным составом вышло ещё четыре сиквела, а к концу восьмидесятых было решено перезапустить сериал — теперь команду Энтерпрайза возглавлял Патрик Стюарт. Сегодня во франшизе тринадцать полнометражек, одиннадцать сериалов (из них три — анимационные), множество комиксов, книг и игр. Но ничего из этого, скорее всего, не было бы без успеха «Гнева Хана».
Понятное дело, в перезапуске франшизы нельзя было не обратиться к такому персонажу, как Хан. Но и рассказывать ту же самую историю заново было бы слишком скучно. Там, где Мейер живописал о личной мести, явно вдохновляясь «Моби Диком» Германа Мелвилла, Джей Джей Абрамс излагает историю о мести общественной, о вражде, вызванной не ошибками одного человека, а действиями организации, политикой. Как объяснили создатели, их основным источником вдохновения стало другое классическое произведение литературы — «Сердце Тьмы» Джозефа Конрада.
В «Звездном Пути» Хан — фигура такой величины, что нам бы пришлось потратить слишком много сил, пытаясь избежать встречи с ним», — Деймон Линделоф, сценарист
Хотя сейчас «Энтерпрайз» временно покинул большой экран, офицеры звездного флота продолжают изучать космос в родном франшизе сериальном формате. Но — кто знает — вполне возможно, они вернутся снова. История уже доказала, что над этими персонажами не властна даже смерть.