Найти тему
IQ Media

«Корочки» или компетенции: что дает учеба в вузе?

Оглавление
Фото: iStock
Фото: iStock

Современный вуз — это среда, которая дает молодым людям возможность развиваться в самых разных направлениях, осваивать компетенции, которые будут необходимы в работе и жизни. Студент современного вуза самостоятельно выстраивает свою траекторию обучения в университете, собирая из разных частей, словно конструктор, индивидуальный учебный план.

Индивидуальные траектории

Сегодня в высшем образовании большое значение имеет индивидуализация образовательных траекторий. Для того чтобы студент мог получить именно те компетенции, которые востребованы у будущего работодателя, образовательные программы должны быть гибкими. Студенты не только изучают набор обязательных предметов, но и записываются на курсы по выбору и факультативы, занимаются проектной и исследовательской деятельностью, стажируются и проходят практики, участвуют во внеучебных активностях.

В Высшей школе экономики, например, уже много лет существует система майноров — дополнительных профилей, которые студенты бакалавриата изучают на втором и третьем курсах. Главная особенность состоит в том, что этот профиль обязательно должен отличаться от основного профиля образовательной программы (мейджора). То есть студент-историк не может выбрать майнор по истории, но может, допустим, записаться на майнор по математике, предпринимательству или социологии. Это позволяет студентам не только расширить кругозор, но и приобрести знания и навыки, которые они не смогли бы получить в рамках своей основной программы. Кстати, у студентов магистратуры ВШЭ тоже есть аналог майноров — система МАГОЛЕГО.

Кроме майноров, в Вышке, как и в других российских вузах, развита система курсов по выбору и факультативов. Такие дисциплины могут быть общефакультетскими или общеуниверситетскими. Например, некоторые курсы в онлайн-формате посещают студенты сразу всех четырех кампусов ВШЭ — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Кстати, часть общеуниверситетских курсов доступна и для внешних слушателей: на них может записаться любой желающий, даже не учащийся в университете.

Проекты и практика

Разумеется, когда речь идет о получении компетенций, необходимых для профессионального развития, нельзя ограничиваться только теорией. Кроме посещения лекций и семинаров, современные студенты российских вузов активно вовлечены в проектную и практическую деятельность.

Проектное обучение — один из столпов образовательной системы, выстроенной в Высшей школе экономики. Чтобы получить диплом, студент Вышки за время своей учебы обязательно должен поучаствовать в прикладных и исследовательских проектах: за это ему начисляются специальные зачетные единицы — кредиты. На многих образовательных программах также предусмотрена практика: ее можно пройти как во внешних организациях, работая над реальными задачами коммерческих компаний, так и в университете — в научных подразделениях, проектно-учебных и научно-учебных группах, а также в мегапроектах НИУ ВШЭ.

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

Существует и полевая практика: в Вышке много лет реализуется программа студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Недавно этот проект получил поддержку президентской платформы «Россия — страна возможностей» и вышел на общероссийский уровень: теперь принять участие в исследовательских экспедициях могут студенты всех вузов страны.

Также активно поощряется предпринимательская инициатива: искать себя в мире бизнеса молодым инноваторам помогает Бизнес-инкубатор, а на некоторых образовательных программах в качестве диплома студенты даже могут защитить собственный стартап.

Нередко, поработав в научных группах или съездив в полевую экспедицию, студенты понимают, что хотели бы продолжить свой путь в науке. В Высшей школе экономики существует множество инструментов поддержки таких учащихся. Лаборатории и исследовательские центры университета постоянно привлекают студентов в качестве стажеров-исследователей или ассистентов. В структуре ВШЭ также действует Центр академического развития студентов, который организует различные проекты, мероприятия и конкурсы, направленные на поддержку студентов, рассматривающих карьеру в академии.

«Мягкие» навыки

Конечно, помимо «жестких» навыков (hard skills), которые можно приобрести через образовательную и проектно-исследовательскую деятельность, на рынке труда сегодня чрезвычайно востребованы и «мягкие» навыки (soft skills), тесно связанные с личными качествами. Развитию таких компетенций, безусловно, способствует участие студентов во внеучебной жизни университета. Не стоит забывать, что университет — это место нетворкинга и социализации. Это среда, в которой молодые люди обрастают связями и знакомствами на всю жизнь, формируются как личность во взаимодействии с другими студентами, преподавателями и сотрудниками.

Российские вузы сегодня уделяют особое внимание поддержке студенческих инициатив и внеучебных активностей. Студенты ставят профессиональные спектакли в театрах, играют в оркестре, поют в хоре и учатся продюсировать крупные мероприятия. Они развивают «зеленое» мышление и занимаются благотворительностью. Принимают участие в дебатах и научных боях. Вместе путешествуют и занимаются спортом.

Lifelong learning

Так как на рынке труда сегодня востребованы не специальности, а компетенции, образование, разумеется, не заканчивается с получением диплома. Сейчас обретает все большую популярность концепция непрерывного обучения (lifelong learning), подразумевающая профессиональное и личностное совершенствование человека в течение всей жизни. Современные вузы открыты не только для вчерашних выпускников школ, но и для состоявшихся профессионалов, которым необходимо постоянно осваивать новые навыки и компетенции.

Фото: iStock
Фото: iStock

Российские вузы предлагают множество образовательных опций для взрослых людей. Некоторые поступают в магистратуру или на программы второго высшего образования. Другие выбирают MBA, повышение квалификации, профессиональную подготовку или другие программы дополнительного образования. В Высшей школе экономики представлен широкий спектр программ ДПО — от международного менеджмента и маркетинга до истории и дизайна.

Сегодня учеба в вузе может дать человеку намного больше, чем «корочки» и листок с гербовой печатью. Она дает ему гибкость и свободу выбора, возможность построить собственную траекторию обучения. Рынок труда постоянно меняется, и, чтобы успевать за этими изменениями, важно непрерывно учиться чему-то новому: получать новые знания и опыт, осваивать новые навыки и компетенции. Именно поэтому современные вузы стремятся создать такую среду, в которой каждый учащийся может выйти за рамки основной программы подготовки и взять от учебы то, что лучше всего соответствует его индивидуальным потребностям и интересам.