Найти в Дзене

В горах над Дилижаном. Джухтакванк

На финальный день нашего знакомства с Дилижаном и его окрестностями мы запланировали небольшой поход в горы. Километрах в пяти от нашей гостиницы в лесу спрятались сразу два средневековых монастыря, туристов к которым обычно не возят. Так как они довольно в плохом состоянии, да и добираться до них надо по горным дорогам пешком и круто вверх. Обещанный снег всё не начинался, горы выглядели довольно серыми. Оставалось надеяться, что наверху мир окажется наряднее — как это случалось частенько. Но прежде чем спуститься на улицу внизу, мы решили немного пройтись вЕрхом — ну как да увидим что красивое? С края большого оврага и впрямь открылся вид на далёкие красивые горы, освещённые нечаянным солнечным лучом. Но дальше, не забираясь выше в горы, пути для нас не было, овраг был слишком глубок и велик, обходить его по верху нам показалось неразумным. Вечером, освоившись в местной географии, мы уже понимали, что могли бы и утром дойти до монастырей по этим предгорьям, но сейчас мы были на

На финальный день нашего знакомства с Дилижаном и его окрестностями мы запланировали небольшой поход в горы. Километрах в пяти от нашей гостиницы в лесу спрятались сразу два средневековых монастыря, туристов к которым обычно не возят. Так как они довольно в плохом состоянии, да и добираться до них надо по горным дорогам пешком и круто вверх.

Обещанный снег всё не начинался, горы выглядели довольно серыми. Оставалось надеяться, что наверху мир окажется наряднее — как это случалось частенько.

Но прежде чем спуститься на улицу внизу, мы решили немного пройтись вЕрхом — ну как да увидим что красивое? С края большого оврага и впрямь открылся вид на далёкие красивые горы, освещённые нечаянным солнечным лучом. Но дальше, не забираясь выше в горы, пути для нас не было, овраг был слишком глубок и велик, обходить его по верху нам показалось неразумным.

Вечером, освоившись в местной географии, мы уже понимали, что могли бы и утром дойти до монастырей по этим предгорьям, но сейчас мы были нацелены на выбранный маршрут — по главной улице Дилижана к его окраине и потом три километра вверх по горной дороге. Этот маршрут предлагали все карты, и заблудиться на нём было просто негде. Но сначала нам надо было спуститься к улице. Попытавшись пройти вниз козьими тропами, мы случайно вломились на чей-то участок — и, смирившись, пошли по назад по грунтовке к нашему перекрёстку…

-4

Путь по городу, скучный и серый, был к тому же немного в горку, и оттого казался бесконечным. Дойдя до хостела «Мимино», вход которого был украшен забавными портретами любимых артистов, мы окончательно утомились — и, увидев дежурившего на обочине таксиста, обрадовались ему как родному. Таксист быстренько домчал нас до точки, с которой начинались подъёмы на оба запланированных нами маршрута. Дал нам инструкции, как куда лучше дойти, оставил на всякий случай свой телефон — и распрощался.

-5

Как мы радовались, что нам не пришлось ползти весьма круто вверх эти три километра по обледеневшей дороге!

-6

Начать мы решили с того монастыря, что был ближе — Джухтакванка. Путь к нему лежал вверх по правой грунтовке. Изрядно обледеневшая, она была очень скользкой, и мы заранее опасались, что спускаться тут будет не просто. Не напрасно, как выяснилось позже, опасались…

-7

Было по-прежнему пасмурно, по склонам справа росли буки, и снега под ними почти совсем не было. Рыжий ковёр из листвы перемежался коричневой землёй. Внизу под дорогой, в ущелье реки Блдан, обнаружились ворота и какие-то строения, похожие на цеха. Там бьёт минеральный родник «Тту-джур» (кислая вода) и, похоже, минводы эти добывают промышленно. А наша грунтовка ещё немного попетляла, и вывела в конце концов к повороту, за которым на заснеженной поляне мы увидели два храма монастыря Джухтакванк…

-8

Монастырь Джухтак (Джухтакванк), или Парный монастырь, получил своё название от слова «джухт», что значит «пара» — ведь монастырь включает в себя две постройки, с виду скромные, но очень древние и интересные: церкви Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) и Сурб Григор (Св. Григория Просветителя). Обе церкви построены из тесаных прямоугольных камней и богато украшены резьбой. Стены Сурб Аствацацин испещрены летописными надписями, из которых следует, что она была построена в 1201 году стараниями священника Айрапета и мастера Саркиса, а Сурб Григор к тому времени уже существовал. Оба храма были увенчаны куполом — но в Сурб Григоре он не сохранился.

-9

Оба храма оказались заперты металлическими решётками. Сурб Григор был спелёнан швеллерами — в 70-х годах тут проводились ремонтные работы, и, видимо, прочность конструкции оставляла желать лучшего — так что Андрей запретил Лене влезать внутрь. Между решёткой и проёмом входа была щель, но решётку, как и швеллера, явно установили неспроста. Мы решили не рисковать. Впрочем, сквозь решётку вполне можно было разглядеть убранство храма.

-10
-11

Церковь Сурб Грикор — это центричное купольное здание c четырьмя арками, опирающимися на пристенные колонны. Здание сложено из тёсаных камней фельзита. Её ризницы разукрашены искусно выполненными барельефами, отличающимися большим вкусом и совершенством исполнения. Данных о дате строительства нет.

-12

Церковь Сурб Аствацацин — это прямоугольное помещение со сводчатым перекрытием под двухскатной крышей, выложенное из светло-жёлтых гладкотёсанных разноцветных камней фельзита. На стенах церкви сохранилось много надписей. На одной из них упоминается другое название этой церкви — храм Сурб Петроса. В этот храм мы вошли — оказалось, что решётка на двери была не заперта…

-13

Дорога, приведшая нас к храмам, расходилась надвое, огибая монастырскую поляну. Лена глядела на ту, что уводила вверх по склону, и ей очень хотелось подняться немного выше. Почему-то ей казалось, что там, за этими велюровыми охристого цвета склонами, скрываются виды на заснеженные вершины.

-15

Андрей не желал пыхтеть на подъёме ради эфемерной надежды на панорамы. Он остался внизу, в беседочке на поляне, а Лена побежала наверх.

Вскоре на Ленином пути встретилась тропка, траверсом ведущая к распадку меж холмов, и Лена пошла по ней. Тропа повела всё выше и выше, и вскоре сделалось ясно, что из распадка никаких видов не будет. За ними следовало подниматься на самый верх, к вершине горы.

А внизу всё шире открывалось ущелье, склоны заросших лесом гор, некоторое время был виден храм на снежной поляне. Потом стали видны горы, которыми мы любовались каждый день из окна нашего номера. Деревья, росшие на склоне, понемногу оставались внизу, а Лена настырно карабкалась всё выше и выше. Тропа давно вильнула влево, теперь приходилось подниматься вверх прямо по гребню. Сухую траву всё чаще украшал кабаний помёт. Справа над заросшей лесом вершиной показались далёкие горы, покрытые снегом. Лена была уже очень высоко, а гора, по которой она карабкалась, поднималась всё выше и выше. Иллюзии, что вершина близка, таяли. Надо было поворачивать назад, но всякий раз, остановившись и сделав пару кадров, Лена вновь продолжала подъём. Ну, может быть, ещё чуть-чуть? За лесистой вершиной открывалась новая, и в конце концов здравый смысл победил. Лена развернулась — и бегом пустилась вниз по крутому склону.

Чуть промахнувшись мимо тропы, она всё же ближе к поляне выровняла маршрут, и вот уже увидела Андрея, идущего в сторону дороги.

Потом был долгий путь по грунтовке вниз. Гораздо более долгий, чем по ней же вверх. Обледеневшая дорога оказалась при спуске даже хуже, чем нам представлялось, и немалых трудов стоило преодолеть её — перемахивая с обочины на обочину, и даже присаживаясь временами на корточки…

-19

Вот наконец и дорога, где мы высадились из такси. Справа — рыжие склоны, с которых мы только что спустились, слева — снег, речка на дне глубокого ущелья, которое нам предстояло перейти, и ещё снег на крутом склоне покрытой лесом горы, белой стеной уходящей вверх. Теперь наш путь лежал туда, мы сошли с дороги как объяснил нам таксист — не факт, что без него мы бы сами нашли тропу через ущелье и далее к монастырю — прошли по снежной тропке и перешли реку по металлическому мостику. Среди водных струй белели снежными шапками камни, и маячила сиротливая кабина какого-то бывшего автомобиля…

8 января 2019 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...