Найти в Дзене
KinoStars

«Стрим»: тин-комедия о супершкольнике-стримере

На ТНТ идет сериал Рустама Ильясова («Трудные подростки») с занятным концептом: его главный герой — сам в каком-то смысле кинематографист, старшеклассник, ведущий стримы из родной и ненавистной школы. Рассказываем, как киноглаз становится в «Стриме» главным героем, подменяя человека. Нескладный старшеклассник Жора (Денис Власенко) из-за финансовых проблем семьи переехал из Москвы в провинцию. В местной школе дела у парня категорически не заладились: одноклассники принимают мягкость Жоры за слабость и не стесняются его буллить. В артхаусной драме герой взялся бы за ружье. Но Ильясов снимает комедию, так что Жора решается на другой shoot. Однажды утром он надевает шлем с GoPro-камерой, настраивает живой стрим и отправляется в школу документировать свое горькое бытие. Незамедлительно герой сталкивается с буллингом, потом становится свидетелем пожара в кабинете директора и случайно разрушает интрижку между географичкой и физруком. В школе Жору и его одноклассников встречают по-гоголевски у

На ТНТ идет сериал Рустама Ильясова («Трудные подростки») с занятным концептом: его главный герой — сам в каком-то смысле кинематографист, старшеклассник, ведущий стримы из родной и ненавистной школы. Рассказываем, как киноглаз становится в «Стриме» главным героем, подменяя человека.

Нескладный старшеклассник Жора (Денис Власенко) из-за финансовых проблем семьи переехал из Москвы в провинцию. В местной школе дела у парня категорически не заладились: одноклассники принимают мягкость Жоры за слабость и не стесняются его буллить. В артхаусной драме герой взялся бы за ружье. Но Ильясов снимает комедию, так что Жора решается на другой shoot. Однажды утром он надевает шлем с GoPro-камерой, настраивает живой стрим и отправляется в школу документировать свое горькое бытие. Незамедлительно герой сталкивается с буллингом, потом становится свидетелем пожара в кабинете директора и случайно разрушает интрижку между географичкой и физруком.

В школе Жору и его одноклассников встречают по-гоголевски узнаваемые маски: жук-директор, жестокая завуч, прогрессивная учительница литературы, пьющий трудовик, альфач физрук. И моя фаворитка — охранница, патологически неспособная выстроить фразу сложнее «Мальчик, пожалуйста, иди в жопу». А дома парня ждет очередная серия семейной драмы с такой узнаваемой коллизией: жесткая мать-добытчица (Александра Урсуляк) тянет на своем горбу семью неблагодарным трудом на рынке, пока ее муж-лузер (Семен Штейнберг) сидит без дела, не соглашаясь на унизительную для своей хрупкой самооценки работу охранником. Жора нечаянно выводит из равновесия и без того шаткую экосистему — ставит под угрозу работу матери на рынке и непреднамеренно подталкивает отца встать с дивана.

Сам Жора оказывается в двусмысленном положении. Сценарий Ришата Мухтарова устами персонажей прямо называет Стрима супергероем: пусть шлем с камерой и не может стрелять лазерными лучами, но он тоже обладает силой, благодаря которой подросток получает уважение и возможность влиять на жизнь вокруг. Проблема в том, что Жора начинает стрим в надежде быть увиденным, но школьники, выстроившиеся в очередь, чтобы попасть в объектив хайпового блогера, видят Стрима, но не самого Жору. Что уж тут говорить об учителях и других сотрудниках школы, которые подростков вообще за людей не считают, или о родителях, слишком задавленных бытовухой, чтобы отвлечься на сына.

-2

Увы, но после пяти серий Жору плохо видно и зрителю. Денис Власенко по-своему обаятелен в своем фирменном амплуа неловкого в общении молодого человека, но для создания интересного главного героя явно недостаточно одной только робости. Частично проблема в самом Власенко с его однообразной манерой игры, частично — в авторах сериала, без лишней фантазии эксплуатирующих специфическую харизму артиста. Забавно, что пилот «Стрима» снимался до Happy End«И снова здравствуйте!» и «Мне плевать, кто вы», благодаря которым и прославился Власенко. Но сериал выходит сейчас, и потому этот образ уже кажется затертым. Ситуация парадоксальная: именно бледный протагонист выглядит самым слабым местом этой в остальном бодрой, стильной и увлекательной комедии.

Рустам Ильясов все еще любит подстегнуть эмоциональный фон поп- и рэп-музыкой и по-прежнему не боится ярко визуализировать внутренние переживания героя-подростка. Например, в сцене, когда Жора после неожиданной встречи со своей возлюбленной буквально взмывает в воздух. Но большая часть сериала снята в новой для Ильясова энергичной документальной стилистике — с плавающей камерой и рандомными прыжками зума. Более радикальные кинематографисты и вовсе бы сняли весь сериал с GoPro главного героя, но такой POV в «Стриме» используют по минимуму. И это решение выглядит непреднамеренно оправданным: пока протагонист неуклюже пытается взять жизнь в свои руки, камера Андрея Лунинского уверенно становится на место главного героя сериала.