Найти тему

P2P и другие странные аббревиатуры в образовании

Оглавление

Вашему ребенку не подходит традиционная система образования? Причина может заключаться в том, что традиционные образовательные школьные системы отдают приоритет строгим учебным программам, чтобы гарантировать жесткую передачу конкретных знаний. И даже некоторые негосударственные, частные школы дополнительного или основного образования поддерживают у себя такую систему.

Именно здесь вступают в силу инновационные и альтернативные формы образования. Я расскажу об одной из них.

Peer-to-peer ( = одноранговое обучение =взаимное обучение)

С английского слово peer переводится как равный, поэтому ещё одно название для этой образовательной концепции — обучение по принципу «равный — равному».

Равными обычно считают участников образовательного процесса, которые находятся на одной ступеньке в учебной иерархии: то есть школьники, студенты, коллеги. Между ними нет административного подчинения, поэтому в P2P-обучении нет места ни наставлениям, ни указаниям, ни тем более наказаниям.

В последние годы популярность и использование однорангового обучения возросли. Переход к взаимному обучению является результатом эффективности, которую оно имело для поддержания или увеличения уровня обучения студентов при меньшем участии учителей.

Принципы взаимного обучения

Чётких правил, как именно должно выглядеть peer-to-peer-обучение, нет, поэтому на практике оно может быть реализовано в разных формах: как в группе, так и «один на один», как единственный подход или как часть программы, в которую включено и классическое преподавание тоже.

Исследователи насчитывают целый ряд сценариев, по которым может реализовываться взаимное обучение в образовании. Среди них:

  • Более опытный студент обучает менее опытного. Это самый распространённый вид P2P. Например, ученики старших классов проводят занятия для ребят помладше. Или сотрудник с большим опытом обучает своего менее квалифицированного коллегу (этот образовательный сценарий обычно именуют менторингом).
  • Дискуссионные семинары, на которых студенты или коллеги обсуждают полученные знания, обмениваются мнениями, уточняют непонятные для них аспекты темы, делятся информацией, которую дополнительно нашли сами.
  • Учебные группы поддержки — формат обучения, при котором студенты объединяются и занимаются или готовятся к экзаменам вместе, обмениваются идеями, обсуждают темы и так далее.
  • Обратная связь. Ученики проверяют работы друг друга и стараются дать конструктивную оценку и обратную связь. Этот метод помогает увидеть, как выполняют задания другие, проанализировать их когнитивные и учебные стратегии, получить навыки дипломатического общения. Применяют его и в школах, и в вузах, и в корпоративной практике.
  • Совместные (групповые или парные) проекты. Ученики вместе работают над проблемой.
  • Баддинг (система «приятелей» — происходит от английского слова buddy, которое означает «приятель») — формат, когда двое учащихся объединяются, чтобы оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами и инсайтами.