Найти тему
Музыковеточка

Чему можно поучиться у Дэнни Эльфмана?

Фильмы и мультфильмы Тима Бёртона не нуждаются в представлении: жуткие, красивые и атмосферные картины, которые так и хочется пересмотреть в ночь 31 октября. Особый шарм придает им Дэнни Эльфман — композитор (а иногда и вокалист) почти во всех творениях Бёртона. Именно музыка подчеркивает, оживляет, дополняет атмосферу города Хеллоуин в «Кошмаре перед рождеством» (Тиму Бёртону принадлежат идея и сценарий), замка Эдварда Руки-ножницы или шоколадной фабрики Вилли Вонки («Чарли и Шоколадная фабрика»).

Вопрос: Как разнообразить свою музыку с помощью приемов Эльфмана?

  1. Экспериментировать с ритмом.
  2. Смешивать противоположные стили.
  3. Не зацикливаться на одной эмоции, а музыкально их разнообразить.
  4. Использовать в музыке ассоциации из обычной жизни.

Эти же приёмы мы обнаружили в популярных песнях самых разных исполнителей — смотрите их в референсах.

Дисклеймер: будет много ссылок, но это того стоит.

Экспериментировать с ритмом

Картины Бёртона часто рисуют два противоположных мира — и их противоречие подчеркивается контрастом ритмов. Вспомним мультфильм-мюзикл «Кошмар перед Рождеством». Мелодия во вступительной песне «This is Halloween» получается жутковатой не без участия ритма: акцент приходится на первую долю в двухдольном метре. Как будто кто-то настойчиво, коварно крадётся, и каждый шаг отбивается сильной долей.

На контрасте с ним — светлый и уютный городок Рождества с праздничным трехдольным рисунком. Речь идёт про песню «What’s this?».

В других местах мультфильма игры с ритмом становятся настолько изощренными, что идут в ход совсем некомфортные размеры. В песне «Something’s up with Jack» жители города Хеллоуин беспокоятся за главного героя Джека, пока тот беспокойно ходит по своей башне, в размере 7/4 — этот нетипичный и местами некомфортный размер сигнализирует о чувстве растерянности.

Референс из поп-музыки: Наутилус Пампилиус — Черные птицы (указан момент, где заданный ритм 4/4 вдруг сменяется 5/4 — почувствуйте, насколько тревожнее становится окрас истории).

Смешивать противоположные стили

Послушайте тему из «Битлджуса»: низкие продолжительные духовые, тихое низкое фортепиано, редкие режущие струнные, частые диссонансы. Все это мы часто слышим в ужастиках. Но выбранный бодрый темп как бы сразу превращает все в шутку: как будто монстр не пытается нас напугать и съесть, а просто начинает плясать. Так что получается одновременно и жутко, и смешно. В контексте жанра «черная комедия», чем и является «Битлджус», это выглядит очень уместно.

Референс из поп-музыки: Pianoбой — Ведьма (посмотрите, как песня заставляет и сжиматься в клубок от страха, и трясти волосами как рок-звезда).

Не зацикливаться на одной эмоции, а музыкально их разнообразить

В «Трупе Невесты» все герои — это куклы. Сами по себе они не живые (спасибо кэп), но зритель вряд ли подумает об этом при просмотре. Сразу передано столько эмоциональных оттенков, что, кажется, никто, кроме живого человека, на такое не способен. Посмотрите, как трогательно Дэнни Эльфман обыгрывает сцену примирения: с помощью простых фортепианных мелодий происходит целое объяснение, когда грустная минорная мелодия сначала сменяется неловкими вставками, а потом оба героя включаются в только что созданную ими музыкальную игру. Выглядит все это очень человечно и искренне.

Референс из поп-музыки: Florence + The Machine — Queen of Peace (история про абьюзивные отношения, где сочетаются все противоречивые чувства: решительность, мечтательность, сомнение, отчаяние, боль — и всё очень чувствуется в голосе, тексте, акцентах, инструментале)

Привычные звуки из жизни — пища для ассоциаций

Что-то сказочное и легкое может звучать как звон колокольчиков, треугольника и бубенцов. Что-то мерзкое — как скрип дверей и звук ногтей по стеклу. Ассоциации могут быть и сложнее. Мы уже вспомнили «Кошмар перед рождеством», но пока не вспомнили про Бугимена — очень интересного с музыкальной точки зрения персонажа. Его выход начинается с игральных костей: намек на хаотичность и азартность. Не случайно и за основу песни Эльфман взял джазовую музыку — она часто звучала в казино и барах. За счет таких ассоциаций с первых секунд складывается образ персонажа.

Референс из поп-музыки: Bjork — Army of me (как признавалась певица, этой песней она призывала своего брата вырваться из круга негатива в жизни и научиться защищать себя. Как видно из визуальных метафор и стиля музыки, призывает она достаточно жестко).