Найти тему
Музыковеточка

Чиптюн: история о том, как музыка из видеоигр переросла в субкультуру

Оглавление

Даже если вы никогда не слышали термин «чиптюн», вы точно слышали, как он звучит. Чиптюн, или восьмибитная музыка — это музыка, созданная с помощью звукового чипа из игровых приставок вроде Game Boy, или восьмиразрядного процессора (отсюда название жанра) на первых домашних компьютерах. Это то, что вы слышите, когда запускаете какого-нибудь Mario Bros. — грубоватая на слух, резкая электронная мелодия. Если смотрели «Скотт Пилигрим против всех», то можете распознать эту музыку в пиксельной заставке.

Сейчас такую музыку легко имитировать (к этому способу прибегают многие современные чиптюн-артисты), но в 80-х и 90-х её приходилось даже не писать, а кодировать с помощью таких программ:

-2
Секвенсор «Little Sound DJ»
Секвенсор «Little Sound DJ»

Для каждой ноты задавалось определенное число, каждый звук вручную подгонялся под множество параметров. Количество одновременно играющих звуков не могло превышать три, поэтому общее звучание даже близко не могло сравниться с насыщенностью и разнообразием звучания классических музыкальных инструментов. Памяти на устройстве тоже немного — надо записывать цикличную мелодию. Можно ли вообще создать что-то достойное, имея такой набор ограничений?

Практика показывает, что более чем. Разработчики видеоигр (по совместительству композиторы) шли на различные ухищрения, чтобы мелодии не только вписывались в игру, но и были запоминающимися. В игре «Lazy Jones», например, звуковой чип использовался как генератор звуковых эффектов, что позволило музыке уложиться в 3 дорожки: запоминающаяся мелодия в одной, линия баса в виде ломаных октав в другой, и сам чип в третьей. Так, сухого, стерильного звучания синтезатора удалось избежать — сочетание этих дорожек создавало имитацию движения.

Настоящая икона саундтреков — Бен Деглиш. Он написал музыку для игр «Cobra» (1986), «The Last Ninja» (1987), «Deflector» (1987) и, если верить википедии, еще для сотни других. В разговорах о стиле Деглиша часто отмечают «лихорадочность» ведущей мелодии, безумство, которое идеально вписывается в атмосферу игры. Вот, что про «Deflector» писал журнал о компьютерных играх Zzap!64: «Помимо четкой (хотя и очень примитивной) графики, звук отличается высоким качеством, с мелодичной основной музыкой и приятными “лазерными” звуками».

С видеоигр началось развитие чиптюна как жанра. А кто же были первые исполнители?

Хакеры. Вместе с распространением видеоигр в 1980-х появились люди, которые их взламывали, оставляя при этом небольшой анимационный «автограф»: при запуске игры появлялась заставка с информацией с именем взломщика. Со временем эти заставки стали усложняться различными спецэффектами. Распространенным эффектом стала бегущая строка, в которой хакеры передавали друг другу привет или, наоборот, посылали куда подальше. Позже к бегущей строке добавлялись все более сложные графические эффекты и сама восьмибитная музыка.

Постепенно анимационные заставки становились все меньшей частью подпольного движения и начали формировать искусство демосцены. Демосцена — это своеобразная комбинация графики, музыки и кода. Ее принцип работы очень похож на работу видеоигр: в реальном времени компьютер создает сюжетный видеоряд. Но тогда он демонстрировал невероятные на тот момент задачи, как, например, точная привязка визуальных эффектов к воспроизводимой музыке. Множество бегущих по экрану точек сопровождались плавной, переливающейся мелодией (насколько это возможно в пределах восьми бит), в то время как с внезапной вспышкой света звучал характерный bass drop.

Демосцена стала вдохновением для многих любителей музыки из видеоигр, что стало толчком к распространению чиптюна как отдельного жанра. Развиваясь с 1990-х, он охватил собой немалое пространство электронного искусства. Представители «консольного поколения» (они же — авторы восьмибитной музыки) рассказывают о том, что им удается собрать сотни людей на чиптюн-концертах и делиться с ними своим творчеством. К тому моменту восьмибитная культура действительно стала всеохватывающей — и влияние его тоже росло. Например, Эндрю Ллойд Веббер, известный по мюзиклу «Призрак Оперы» и бродвейской рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», писал электронную музыку под псевдонимом Доктора Спина. Послушайте его евродэнс-версию саундтрека к «Тетрису».

Что вдохновляет музыкантов творить именно в этом жанре и именно с использованием старых звуковых чипов?

Существуют разные предположения, одно из которых — психологическое отклонение. Испанский психиатр Кандидо Поло предполагает, что увлечение молодых людей может быть связано с «синдромом Питера Пена». Увлечение компьютерными играми, заинтересованность в многочисленных гаджетах и миром фэнтези — этим делится молодежь по всему миру «дабы остаться в “былых временах”».

Сами артисты, как ни странно, опровергают эту точку зрения. В их числе — Уорик Макклейн, пишущий восьмибитную музыку под псевдонимом Tom Foolery & the Family Jewelry. По его словам, он купил свой первый GameBoy именно для написания музыки:

Звуки, которые можно воспроизвести с помощью него ограничены обеспечением, доступным в то время. Чтобы преодолеть его, нужно серьезно потрудиться в творческом плане… И ты задумываешься о том, как можно сделать что-то совершенно иначе и в то же время ничто другое не может тебе этого позволить.

Главная мотивация, которую упоминают многие артисты — это творческий вызов и необходимость преодолевать технические ограничения. Исследование новых возможностей, сокрытых в старом оборудовании, становится большей ценностью в процессе написания музыки нежели сам результат.

Живое воплощение такой мотивации — Крис Милрея (псевдоним — cTrix). Несколько лет назад он прославился из-за собранной им gAtari: ПО Atari 2600 1978 года, подключенное к джойстику и двум гитарным педалям. Вся конструкция в свою очередь прикреплена к куску дерева в форме гитары, отсюда и название феномена. Поскольку производство восьмибитной музыки обычно сопровождается большим количеством оборудования, проводов и установок с заранее запрограммированной музыкой, изобретение такой «гитары» стало чем-то революционным. Крис, кстати, прокатился с ней по Европе, США и Японии, после чего стал легендой чиптюна.

Огромная творческая отдача двигает восьмибитную музыку вперед. Для приверженцев движения она стала чем-то гораздо большим, чем атмосферное сопровождение для компьютерных игр.

  • Эстетика города, индустриализации. Тут, например, героиня клипа Anamanaguchi путешествует по городу, тем самым очень красиво вписываясь яркими красками образа в серые стены города.
  • Продвижение политических идей. Здесь восьмибитная музыка и пиксельный визуал используются для сопровождения рассуждений о политике Трампа.
  • Мятеж против более совершенных технологий. Посмотрите, как Нью-Йорк переживает восьмибитный апокалипсис: разрушаются дома, машины и все достижения прогресса.

Несмотря на слова критиков об оторванности чиптюна от чего-то человеческого (всё-таки не Пуччини и не Шопена слушаем), артисты находят в жанре что-то глубоко личное. Вот, что говорит участник группы Microman&Buskerdroid: «Мне нравится, как звучит сама механика жизни, при разных обстоятельствах, ситуационно. Какая-то музыка всегда создается. Вон там ребята работают с железом, там вон машина проехала… Все это вдохновляет создавать собственную музыку, идущую изнутри тебя».

Чиптюн — не для ленивых, а ограничения — условны. То, что было следствием технического несовершенства, теперь — источник вдохновения и возможность изобразить мир по-новому. Любить ли такую картину мира, решать вам. А я пойду найду приставку.