Конец 20-х — начало 30-х годов XX столетия ознаменовались самым тяжёлым и продолжительным кризисом в истории США, который получил имя Великой депрессии. Это событие оказало драматическое влияние почти на все сферы жизни американского общества, вплоть до молекулярно-генетического уровня (!).
Группа влиятельных американских исследователей в конце прошлого года выяснила, что клетки зачатых в период Великой депрессии и последующие годы людей (поясним: речь о 1929-1939 годах, хотя непосредственно кризисные явления в экономике США окончились раньше) демонстрируют признаки сравнительно быстрого старения.
Это научное исследование служит дополнением другим, свидетельствующим, что неблагоприятные условия, в том числе стресс, постоянные миграции в поисках работы и еды, оказывают негативное влияние на состояние плода. Притом последствия оказываются столь серьёзными, что сохраняются на всю оставшуюся жизнь, влияя на здоровье людей до глубокой старости.
Это связано с тем, что на ранних этапах развития человеческий эмбрион представляет собой не что иное, как «супнабор» — пакет потенциальных генетических схем, из которых может быть создана структура человеческого тела.
Эпиген-метки (химические модификаторы ДНК) служат определителями, задающими механизмы, согласно которым клетки выполняют заложенные в них природой алгоритмы, формируют «техзадание» на строительство организма. На них оказывает влияние много факторов — гормональных, питательных, связанных с комфортом окружающей среды.
Именно с этим связана рекомендация для молодых матерей не пить, воздерживаться от курения и злоупотребления наркотическими средствами и всевозможными медикаментами, ведь порции вредных веществ могут оказывать разрушительное дегенеративное влияние на образующиеся клетки, после чего те перестанут выполнять заложенные в них природой задания.
Факторы, оказавшие влияние на мать в период формирования плода в целом и эпиген-клеток эмбриона в частности, могут оказывать серьёзное влияние на жизнь плода в будущем. Ещё в 2008 году учёные смогли выяснить, что жители Голландии, зачатые в период голода, разразившегося на финальном этапе Второй мировой, развивались не так, как предшествующие и последующие поколения.
Их маркеры эпигенетического развития различались; в зрелом возрасте дети последнего этапа войны обладали большим количеством метаболических заболеваний, что подвело учёное сообщество к выводу относительно долговременных последствий недоедания на детский организм, особенности его взаимодействия с пищей, работы пищеварительной и эндокринной систем.
Трудности перевода
Заниматься изучением изменений, происходящих с генетическим кодом детей, непросто. Многочисленные исследования животных позволили увязать негативное влияние загрязнения окружающей среды, стрессовых явлений и голода с многочисленными и разнообразными изменениями на эпигенетическом уровне. Они могут оказывать влияние на всё — от цвета глаз и волос до качественных показателей развития головного мозга.
Однако выявить подобные изменения удалось немногим специалистам. Это связано в том числе с тем, что эксперименты, в ходе которых детей можно подвергать стрессовым факторам и голоду, неэтичны, ни одна национальная юрисдикция не позволит проводить их.
В такой ситуации серьёзным подспорьем оказываются кризисы прошлого — такие как Вторая мировая война или Великая депрессия, многочисленные конфликты в странах Африки южнее Сахары, Сирийская война.
Бедность старит с рождения
В ходе исследования учёным удалось сопоставить маркеры, оказывающие влияние на процесс старения более чем тысячи человек. При этом у уроженцев штатов, в наибольшей степени пострадавших от кризисных явлений экономики в середине 20-х—начале 30-х годов были выявлены маркеры, недвусмысленно позволяющие сказать: человек выглядит старше, чем должен.
Учёные сочли, что дети периода Великой депрессии получили такого рода импульс ещё до рождения, он оказал влияние на процесс генетического старения впоследствии. Что именно это было, с чем в наибольшей степени связано — неясно. Возможно, все проблемы вызваны особенностями питания, стрессовыми факторами или чем-то ещё.
Возможности вернуться в прошлое и провести необходимые измерения, дифференцировав выявленные факторы по степени влияния на физиологические процессы, пока нет, а определить их иным способом трудно или практически невозможно. При этом исследования в этой сфере очень важны, ведь они демонстрируют видение далёкого будущего и позволяют помочь понять, какое влияние раннее развитие окажет на здоровье в долгосрочной перспективе.
Есть ли способ решить проблему?
Один из учёных, работавших над проблемой, убеждён, что их труд способен приподнять завесу тайны и помочь пролить свет на проблемы современного общества.
Исследование позволяет выяснить, что структурные дисбалансы, лишающие матерей необходимой медпомощи и достаточного питания, могут оказать на них и развитие плода далеко идущие последствия, а все события и явления, с которыми ребёнку придётся столкнуться, отложатся на генетическом уровне.
Он считает, что экономические кризисы как фактор развития не должны оказывать влияние на фактор детской смертности и продолжительности жизни, а полученные данные помогут стать орудием борьбы с неравенством и за детское здоровье.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ 5 детей, ставших брендами: кто на самом деле Алёнка с шоколадки, Kinder-мальчик и ребенок с обложки Nirvana
✅ Кто из российских миллиардеров уже отказался от российского гражданства
✅ Лучшие вузы России по версии Forbes-2022