Бывают просто талантливые художники, а случается кармическая предопределенность проявляется настолько внезапно, что невозможно понять, что может послужить пусковым сигналом .
Можно увидеть довольно простую внешне картинку, и вдруг в одночасье она поменяет судьбу, направив Вас по той дороге, ради которой Вы вообще здесь оказались.
Именно так случилось с одним из самых знаменитых представителей петербургского семейства Бенуа, одним из главных вдохновителей «Мира искусства» и Дягилевских сезонов.
Однажды Александр Бенуа увидел серого кота на зеленом бархатном диване и...первый раз взял в руки кисть и акварель.
И невозможно предсказать КАК сложилась бы его судьба, если бы ни этот незначительный эпизод.
Были потом изящные акварели, балетные декорации , костюмы и знаменитые книжные иллюстрации. Единственное, чего так и не случилось, так это художественного образования.
Но как справедливо заметил Вольтер, «Ум, хорошо устроенный, лучше ума, хорошо наполненного».
И в отношении художественного вкуса можно уверенно принять эту закономерность. Можно развить, но получить по наследству гораздо лучше))
Теперь можно смело сказать , что «Мои воспоминания» Александра Бенуа сформировали как минимум уже у трех поколений живой образ подлинного Петербурга конца XIX- начала ХХ веков.
А самая прекрасная в мире «Азбука» из нашего с вами детства, друзья? С сказочными эльфами и другими нежными созданиями.
Она всегда лежала на резной этажерке в уютной квартире дедушки, где я в детстве так любила крутиться на скрипучем винтовом табурете у старинного пианино с затертыми костяными клавишами…
А вы помните эту Азбуку?
И вот представляете, прошло полвека,и однажды я прихожу в семейную квартиру знаменитого петербургского семейства Бенуа и вижу серого пушистого кота на том самом зеленом бархатном диване!
Конечно я застыла в немом восторге, приняв это за добрый знак!
Вообще я давно полюбила петербургские музеи-квартиры. Особенно такие, где всё подлинное.
В них особый запах, какие-то странные звуки, а по углам легким туманом клубится полупрозрачная дымка. То ли это следы призраков бывших владельцев, то ли тень Эгрегора-хранителя рода, не знаю.
Но когда, взяв с полки старую книгу, я вижу витающие в потоке солнечных лучей пылинки , мне кажется, что незримые хранители прошлого смотрят мне через плечо на раскрытые страницы.
«Создавайте легенды о себе! Боги начинали с этого!» Станислав Ежи Лец
Вопреки нашим представлениям о скромности, хорошо, когда предки амбициозны.
26-летный французский кондитер Жюль Луи Бенуа ( 1770-1822), окольными путями попавший в Петербург, был просто чертовски уверен в своей неотразимости!
Волей судьбы оказавшись вместе со сбежавшим от французской революции хозяином в Германии, он планировал обосноваться там, но судьба решила иначе.
Его хозяин герцог Монморанси в одночасье обнищал в чужой стране и вынужден был распустить слуг, вручив им «на память» вексели, по которым через 16 лет те могли получить обещанное хозяином жалование, если вдруг герцогу удастся за это время поправить свои дела.
Впрочем случилось ли это «ВДРУГ», Бенуа так и не узнал, потому что вместе с другими слугами он последовал за новым хозяином в холодную Россию, которую считали тогда в Германии очень перспективной для эмиграции.
Угадайте, что случилось с ним на берегах Невы?
Да, история повторилась, и новый хозяин тоже утратил свою финансовую стабильность.
И вот тут удачно проявилась амбициозность молодого француза!
Сын скромного сельского учителя, Жюль Луи Бенуа устроился служить кондитером при русском дворе.
Судьба любит смелых, и Луи повезло. Потому что жена императора Павла I Мария Федоровна была самой доброжелательной и обаятельной из царственных жен русских императоров! Вскоре Луи был назначен и ее метрдотелем.
Мария Федоровна очень любила впоследствии приезжать к нему в гости. В доме 15 по улице Глинки, ставшим первым семейным особняком Бенуа, Луи готовил для Императрицы лучшие десерты и удивлял роскошными букетами из Франции!
А она крестила его многочисленных детей!
Ведь импозантный Луи всего через 6 месяцев жизни в Петербурге удачно женился на нежной и кроткой немке Катарине Гроппе.
И вскоре один за другим появились на свет 18 ( !!!) маленьких Бенуа. Правда выжило в детском возрасте 11 детей, но по меркам того времени это можно считать очень удачным…
Луи принял православие и стал Леонтием, остепенился и решил написать для будущих потомков ни много , ни мало, а историю своей жизни.
Это яркое жизнеописание, переведено его современными потомками, а их в России и Европе сейчас насчитывается более 450 человек.
С гордостью пра-пра-правнучка Жюля Луи Анастасия Мурзина-Бенуа сообщила нам, что в этом январе родился уже восьмой ее внук!
В лучших традициях Бенуа большие семьи и художественные таланты! И дай им Бог, как говорится)
Вернемся ненадолго в далекое прошлое, когда будущий первый блестящий архитектор Николай Бенуа, наполнивший впоследствии Петергоф грандиозными строениями в стиле неоготики, еще сиживал на коленях крестной матери.
Мария Федоровна очень любила Николеньку и всю жизнь направляла его и покровительствовала молодому человеку. А он был действительно талантлив!
И его брак с Камиллой Кавос, наследницей рода архитектора Альберта Кавос, строившего Мариинский театр, предопределил судьбу их детей.
Каждый был одарен в разной мере художественным талантом, особенно же выражены они были у сыновей Леонтия, Альберта и Александра.
Я довольно часто в своих публикациях возвращаюсь к этому удивительному семейству, чей дом на 3 линии Васильевского острова 20 ( кв. 8 ) каждый день гостеприимно распахивает двери для друзей.
Концерты, званые вечера с чайными посиделками и мини-спектакли- все это очень впечатляет, учитывая что эта квартира действительно всегда принадлежала их знаменитым предкам.
Когда Леонтий Бенуа только построил свой доходный дом, для семьи он выбрал, как ни странно, самый верхний четвертый этаж, вопреки принятой традиции хозяев жить в бельэтаже или на втором этаже.
Это объяснялось тем, что через систему круговых коридоров Бенуа мог из квартиры попадать в свою мастерскую.
Сейчас семье принадлежит только одна 200-метровая квартира на этаже, второй частью бывшей квартиры Леонтия Николаевича , ставшей после революции отдельной,владеют другие люди.
А мастерская и вовсе не подает признаков жизни, хотя она могла бы стать изюминкой городских реликвий! Возможно когда-нибудь такое случится, учитывая активность и предприимчивость потомков Леонтия Николаевича.
Если соберетесь посетить квартиру Бенуа, мой вам совет, друзья- сделайте это с экскурсией.
Помню, примерно год назад я уже писала об этой квартире, побывав там на концерте.
И одна из моих читательниц, вдохновившись, пришла туда вдвоем с дочерью.
Она потом написала мне в комментариях, что была обижена тем, что в квартире ей не уделили должного внимания, хозяйка часто отрывалась на звонки, и видно было, что она ждала группу.
Дорогие читатели, попытайтесь себе представить тот образ жизни, который ведет хозяйка.
Только часть огромной квартиры открыта для посетителей.
В приватной части кроме хозяйки живут ее дочери и малолетние внуки, одному из которых нет еще и месяца.
Публичность- это очень специфический образ жизни, который способны вести только супер энергичные люди!
По пять раз на дню рассказывать гостям историю семьи, терпеливо отвечать на вопросы , играть произведения своих предков на арфе, вечером разносить чай с печеньками пришедшим на концерт, снова убирать и говорить, говорить, говорить…
Вы бы смогли так?
Я вот пишу статьи и боюсь даже думать о том, чтобы начать водить экскурсии, хотя меня об этом часто просят. Почему?
Потому что мой лимит жизненной энергии очень хочется сохранить для творчества, сада, семьи. Да много еще планов!
А вот наследники рода Бенуа вынуждены быть публичными.
Анастасия Олеговна кроме приемов в квартире еще водит экскурсии по городу, ездит с гостями в музей Бенуа в Петергофе, бесконечно принимает кроме обычных посетителей с улицы многочисленных репортеров, родственников из-за рубежа и местных, растит внуков.
Вы можете представить себе меру ее занятости?
Поэтому будьте снисходительны пожалуйста.
Старайтесь прийти с группой, тогда максимум информации и внимания вам гарантирован.
Я осталась очень довольна.
Мне доброжелательно ответили на все вопросы ( «А это кто на фото? А чье это платье? А где висела картина «Мадонна Бенуа?» и еще на десяток подобных) , и не только мне.
Самым важным для меня было пожалуй то, что в музее можно ко всему прикасаться.
Где еще можно подержать в руках журнал «Мир искусства»?
Где вам позволят прикоснуться к старым семейным снимкам и реликвиям?
Но самое бесценное- это конечно подробности!
Мелкие детали неспешных разговоров делают историю живой и теплой, сближают нас и стирают временные границы.
Вот вы можете например представить себе, как в свое время Леонтий Николаевич открыл миру «Мадонну Бенуа», которая стала теперь жемчужиной Эрмитажа?
Она была в свое время приобретена его тестем купцом Александром Александровичем Сапожниковым у итальянских бродячих артистов всего за 5000 рублей!
И подпись Леонардо да Винчи никто и не рассматривал. Мадонна как мадонна. Мало ли их тогда было у старых мастеров...
Вообще в коллекции купца А.А. Сапожникова, астраханского «Икорного короля» и крупного владельца рыбных промыслов, было 89 картин.
С Бенуа они были соседями по даче. Там Леонтий Николаевич и познакомился с будущей женой Марией , которая как и положено купеческой дочке, любила пышные наряды и украшения.
И, как утверждают потомки, молодые сами отцу невесты намекнули, что хорошо бы им эту Мадонну получить в качестве свадебного подарка.
Понравилась она Леонтию Николаевичу, почувствовал руку великого мастера.
И уже потом вместе с братом Александром они и подпись Леонардо рассмотрели, и на экспертизу в Берлин ее отвезли, где вскоре подтвердили подлинность кисти гения живописи.
Причем было это в жизни так.
Александр Николаевич взял картину, завернул ее в шерстяной платок и уложил в дорожный саквояж.
И поехал в Берлин.
И обратно в Петербург картина вернулась не на триумфальной повозке, а в том же шерстяном платочке.
Её звездный час случился значительно позже...
Я не знаю как для вас, друзья, а для меня такие вот детали действительно бесценны.
Я как-будто сама шедевр вытащила из серого саквояжа в старой петербургской квартире.
За окном как всегда накрапывал дождь, и низкое небо уныло смотрело сквозь стекла на потемневшее от времени полотно.
Потом принесли кофе. Дождь усилился.
А серый кот всё также мирно спал на зеленом бархатном диване…
Для тех, кому это интересно ,с удовольствием оставляю ссылки на мои другие статьи о семействе Бенуа в том числе и предыдущую статью о квартире.
Благодарю вас за внимание и доброжелательность, дорогие мои читатели! И не прощаюсь)