Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаю цикл статей про уникальность такого явления как Русское Православие.
В своих предыдущих материалах я уже касался темы формирования особенностей Русского Православия исподволь, в рамках рассмотрения запроса общества на новую идеологию, механизмов понимания нами самих себя, на особенностях, связанных с восприятием нами других народов.
Кто скажет: «А при чём здесь Православие?! Рассмотренные раннее темы про идеологию и прочее никакого отношения к Вере не имеют!».
Ещё как имеют!
В предыдущем материале мы с вами уже обсуждали вопрос о том, что Вера, Религия и церковь – разные понятия, хотя и связанные между собой общей темой – «Взаимоотношения человека с Богом».
Мы знаем религиозную догму: «Бог – везде и всюду».
Значит - Творец вокруг нас (в виде Вселенной, природы, климата, социума) и внутри нас.
Окружающее – формирует отношение к себе, к другим людям, к биосфере и в конечном итоге, - к Богу.
Эти условия определяют особенности, индивидуальность нашего особого пути к Создателю.
Путь к Творцу – это Религия. Значит, Религия – это созданная Богом, оптимальная для нас, дорога к Нему.
Вот исходя из этого, давайте рассмотрим те условия, которые были заложены в фундамент такого понятия как Русское Православие. И какова роль инфраструктуры Религии – Русской Православной церкви.
Начнём мы не от момента прихода в Древнюю Русь Православия, а несколько раньше – со времён язычества.
Славянское язычество подготовило благодатную почву для Православия, сделало возможным добровольное принятие этой Религии подавляющим большинством людей.
В то же время, приведение под длань Католицизма полабских племён славян (они проживали по берегам реки Лаба; сегодня это - река Эльба) осуществлялось только огнём и мечом. Практически поголовно истребив взрослое население, племена германцев «онемечили» данные территории с остатками коренного населения.
Поехали…
Так сложилось исторически, что любому человеку, народу необходимо в процессе своего существования сформировать отношение к окружающим его другим людям, народам.
Это позволяет определить возможность диалога с ними, торговли, что можно, а что нельзя по отношению к другим представителям человеческого вида.
На протяжении длительного периода отношение к другим народам формировалось под воздействием необходимости выживания своего.
В условиях ограниченных сил и средств производства, материальной и энергетической базы, как правило, эти отношения были враждебными.
Возникавшие политические и военные союзы преследовали цель сообща уничтожить более сильного противника. В дальнейшем между союзниками возникали противоречия, приводившие к выяснению отношений и возникновению опять же политической и вооруженной борьбы.
Для чистоты примеров, следует отметить, что имели место традиции позитивного отношения к отдельным людям или группам людей, представителям другого народа, Веры, культуры.
Самым ярким из них является пример Дохристианской Киевской Руси. Иноверцев там принимали безо всякого внутреннего сопротивления.
В главном капище в Киеве любой желающий мог поставить свой символ веры, рядом со славянскими, и поклоняться ему.
Именно поэтому нетерпимое отношение к другим Богам со стороны пришедших католических священников во времена правления княгини Ольги вызвало недоумение, а затем и гнев киевлян. Это привело к убийству западных миссионеров.
Чем определялась такая терпимость?
Киевская Русь всегда маневрировала. Она вела дипломатические отношения, торговлю, войны как со странами Востока, так и со странами Азии, Европы.
Культура, Вера, уклад не могут существовать в изоляции. Поэтому происходило взаимное проникновение.
Так, а почему мы не отторгали, почему не уничтожали культуру, веру, обычаи, подобно западным народам?
Мировоззрение, зачатки идеологии славянского этноса на территории Древней Руси формировались под воздействием одного существенного фактора: огромные малозаселённые территории, которые в условиях сурового климата не позволяли выжить малочисленным народам.
При длительном воздействии неблагоприятных факторов это создавало предпосылки к гибели экономики и культуры.
Поэтому любое увеличение численности населения из ЛЮБОГО источника человеческих ресурсов – приветствовалось. Немаловажным сопутствующим фактором, являлось привнесение извне новых технологий, культурных традиций.
ИМЕННО ОГРОМНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ ОПРЕДЕЛЯЛА МИРОЛЮБИВОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
Как пример:
Посмотрите на то, как реагируют люди в густозаселенных юго-западных областях России, в Западных странах на нарушение неприкосновенности территории их земельных участков.
Если сосед на четверть метра передвинул забор, или хозяйственными постройками затеняет соседский участок – будет дикий скандал с вызовом полиции, походами в прокуратуру, в суд. Дело может дойти до рукоприкладства и даже убийства.
Многие «северяне», переезжающие в южные регионы России, сталкиваются со злобой, завистью, воровством и пакостями «местного населения». Даже если осваиваемые ими земли были заброшены, зачастую приезжие воспринимаются местными как захватчики родной земли.
В то же время в центральных областях России, в Сибири, в Северных регионах страны жители к данным поползновениям относятся в большинстве своём абсолютно спокойно.
Эти факты говорю не я, их озвучивает статистика, в том числе криминальная.
Впитывая в себя культуру, обычаи других народов, славяне сумели не растворить в этом многообразии свою идентичность.
Сохранение себя как корневого народа – явление сложное и уникальное.
Что интересно, уже с тех времён Русь выступала своего рода «Ноевым ковчегом», в котором за века войн, культурных и геополитических бурь сохранились фрагменты древних народов и их культур. В остальном мире они исчезли, а у нас, пусть зачастую и в видоизменённой форме, - присутствуют.
Например, представители Венгрии и скандинавских стран Европы в рамках сотрудничества народов финно-угорской группы неоднократно приезжали в Россию в поисках своего утраченного культурного наследия.
В их странах в результате различных процессов это было утеряно, а у нас – сохранилось.
То же касается и культурного наследия киммерийцев, скифов, сарматов.
В прошлом году, будучи на дне города в Великом Новгороде, я наблюдал за выступлениями местных творческих коллективов.
Помимо русских народных и современных танцев, участники концертов самозабвенно исполняли традиционные европейские, латиноамериканские номера.
И меня зацепила мысль, что в свете последних событий по созданию западной монокультуры, вытравливанию национальной само идентичности в Европе, чрезвычайно смелых экспериментов с классическими произведениями (которые противоречат самой идее этих творений), половыми свободами и излишествами, вполне возможен вариант, что мы опять выполним роль «Ноева ковчега» для классической европейской культуры.
И так, народы, которые не отстаивали своего права на идентичность, просто исчезли, влились в состав других народов, зачастую потеряв при этом свои исторические и культурные особенности.
Исповедование либерализма, пацифизма приводило к исчезновению государства, либо длительному периоду рабства до изменения мировоззрения и идеологии на более агрессивную.
Таким образом, дошедшие до нашего времени народы и страны на протяжении предшествующих веков в большей или меньшей степени исповедовали национализм и более яростные идеологии в той или иной мере.
Русское язычество, при всей его толерантности по отношению к другим Религиям и культурам, сумело своей выживаемостью заложить основы будущего Православия по принципу «Первый среди равных».
Ничто не появляется на пустом месте. Этому всегда что-то предшествует.
Прижился бы на Руси Ислам, Иудаизм, Католицизм, другие религии? Вполне может быть. Вопрос: какими бы способами они насаждались и насколько бы отвечали внутренним запросам древних славян.
Возможно, появился бы Русский Ислам или Русский Иудаизм. Вполне может быть, что мы адаптировали бы и эти Религии в случае обозначения их как государственных.
Что гадать?! Видимо так было предначертано, что мы приняли, а затем - изменили Византийское Православие, превратив его в Русское: где есть верховенство воли Бога над волей человека, где человек и Бог могут общаться напрямую, как неразумное дитя с Отцом и являются созидателями в работе приведения души Православного верующего к Божьим канонам.
ВЫВОД: Менталитет славян-язычников оказался идеальной почвой для приживления и дальнейшего развития в нашем государстве Русского Православия, которое и сегодня вполне прекрасно чувствует себя в многонациональном и многоконфессиональном государстве.