Найти тему
Жили-были

"Ад" и "рай" Мастера из романа Булгакова.

Роман "Мастер и Маргарита" я перечитывала раз 5, и столько же раз смотрела одноименный сериал Бортко. И всегда, когда я слышала фразу "Он не заслужил света, он заслужил покой", жутко бесилась.

Почему? Почему Мастер не достоин рая? Ведь он так страдал, ведь он создал такой роман, да о самом Боге!

Этот вопрос съедал меня более 10 лет. Покой... Что это за покой такой без света?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но недавно на просторах Ютуба мне попалось видео с лекциями о.Андрея Кураева. И там я наконец нашла ответ! Вся соль в том, что мы неправильно интерпретируем роман.

Я была потрясена глубине знаний, глубине анализа булгаковского текста - это мощно. Как литературовед скажу: текст вещь упрямая, неоспоримый факт.

Это вам не пресловутое "Что хотел сказать автор". Это исследование, глубочайшее, при этом используются различные методы: социо-культурный, исторический, биографический и т.д. Так вот в этом исследовании о. Андрея Кураева все срослось и ему не доверять у меня причин нет.

Так почему Мастер не заслужил света?

Давайте для начала уясним одну вещь: дьявол это дьявол, бог это бог. Чёрное и белое, свет и тьма.

Воланд-сатана, и в Москву он прилетел чинить зло. Это его функция. Он приехал под видом профессора для работы с трудом чернокнижника Герберта Аврилакского.

А что мы видим на деле? Он работает с Мастером и его романом.

Почему Воланд так заинтересован в этом романе?

Воланд хотел рассказать свое–альтернативное Евангелие и для этого ему необходим был помощник.

Сатана – низвергнутый с небес ангел, а ангелы лишены способности творить. Человек же, созданный по образу и подобию Бога, такую возможность имеет.

Да, ангелы в иерархии стоят ниже людей. Ангелы – помощники, но только человек обладает талантом создавать миры.

Так вот Воланд, дабы рассказать о своей правде, в качестве рупора выбрал Мастера.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Иначе говоря, Мастер продал душу дьяволу. Случайно ли в бельевой корзине он нашел выигрышный лотерейный билет? Так Воланд обеспечил Мастеру возможность не думать о крове и пропитании. Закрыл базовые потребности.

А случайно ли тогда, в тот день на Тверской встретились Мастер и Маргарита? Вспомним:

Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

–Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

–Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!

Это чувство больше похоже на наваждение, чем на любовь.

-3

Именно Маргарита настояла на публикации романа. Мастер был слишком труслив для этого. Но с момента, как роман вышел в свет, начались испытания для Мастера. Он не выдержал давления, не попробовал дать роману ещё один шанс и просто кинул его в камин.

Воланд такое не простил. Дальше сумасшедший дом, страдания, смерть и "Покой".

Что такое "покой" без "света"? Забвение. Могила.

Теперь давайте по тексту. Текст вещь упрямая.

О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора”.

И сравним ещё одно описание, которое уже пришло во сне к Маргарите незадолго до начала событий:

Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина, а далее, – меж деревьев, – бревенчатое зданьице, не то оно – отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!
И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.

На и как вам вечное пристанище Мастера? Мне жутковато.

–Но ведь с ним любящая женщина! -скажете вы.

И снова к тексту. Сцена после бала Сатаны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За кого тогда просит Маргарита? За Фриду. У нее один шанс и она его так глупо использует. Как же это: любить Мастера, но выбирать чужого человека? Сомнительные чувства. И дело тут не в благородстве, а в желании Марго выглядеть хорошо.

И каков же покой с Маргаритой?

А погнать ты меня уже не сможешь, беречь твой сон буду я.

Страшное чувство– быть под вечным надзором.

А каких друзей хотят они видеть в новом доме мастера, если у него при жизни их не было? Это вообще звучит как издёвка.

Продешевил Мастер.И тут остаётся ему только посочувствовать.

И будет в новом пристанище Мастера вечная весна и цветущие вишни. Мы помним, что все эти ужасные события в Москве происходят в мае. А теперь этот май навечно с Мастером, придать все прошлое забвению не получится.

И цветущие вишни здесь ещё и намек на творческое бесплодие Мастера–ведь он больше ничего не создал после романа; и женское Маргариты.

"Он не заслужил света, он заслужил покой"–теперь для меня совершенно очевидно, что покой-это ад для Мастера. Покой без друзей, без настоящей любви, в забвении и в полной темноте - это та учесть, которую Воланд приготовил для своего ученика.

Пожалуй, это все.

Здесь я оставлю ссылку на лекцию Кураева, возможно кому-то пригодится.

Спасибо за внимание!