Найти тему
Владимир Гордеев

Белые ночи (1957, Италия - Франция, экранизация / мелодрама): Достоевский - Висконти

Экранизацию Лукино Висконти "сентиментального романа" Ф. М. Достоевского "Белые ночи" я начинал смотреть с некоторым подозрением, но без страха и абсолютно без скепсиса. Висконти – крут. Было вдвойне любопытно, как этот режиссер, славящийся дотошностью и тщательной проработкой антуража, справится с экранизацией повести, действие которой происходит в Санкт-Петербурге первой половины XIX века, – причем сам город, его образ, играет одну из главных ролей, – а сама повесть состоит почти полностью из скачущих, чуть не истеричных диалогов, моментально переходящих в монологи, часто – внутренние.

Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)
Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)

Первый же кадр вдребезги разбил все мои предположения. Висконти выкрутился из ситуации как Месси из-под плотной опеки в чужой штрафной, – то есть, с изяществом и обескураживающей ловкостью. Он перенес действие повести из девятнадцатого века в середину двадцатого. Из Санкт-Петербурга – в Ливорно, город-порт, также иссеченный многочисленными каналами. Фильм был полностью снят на студии "Чинечитта".

Соавтор сценария Сузо Чекки Д’Амико заметил, что "Висконти был мастером по повышению себестоимости: фильм должен был быть небольшим, а получился блокбастером". Облик города мрачен, чужд и грязен. Тесные улочки, грязные каналы, на берегах которых ютятся бродяги, а проститутки отдаются клиентам. Это, пожалуй, самый настоящий "Петербург Достоевского", хотя герой "Белых ночей" "дружил" с городом, поскольку не с кем ему было больше дружить, а сам автор как будто бы даже пытался найти в столице хоть какие-то милые черты.

Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)
Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)

Может быть, искусственность декораций была призвана отобразить искусственность любви героя к городу, но, черт возьми, темнее ночей, чем в "Белых ночах" Висконти, я видел редко в каком фильме. Впрочем, "Le notti bianche" переводится как "бессонные ночи", а вовсе не "белые" (хотя именно под таким, литературным, названием фильм Висконти демонстрируется во всех странах).

Мелодраматическая фабула передана точно. Одинокий и робкий "чудак" влюбляется в странную молодую девушку, которая провела несколько лет пришпиленной к бабушкиной юбке. Он встречает ее как-то раз белой ночью, они знакомятся, начинаются разговоры. Чудак влюбляется в девушку, но скрывает свои чувства, потому что она любит другого, таинственного жильца, который снимал у них с бабушкой комнату. Год назад девушка призналась жильцу в любви, но жилец не мог принять ее любовь. Он должен был уехать, но обещал, что через год вернется, и они будут вместе навсегда. Год прошел. Девушка ждет его на назначенном месте. Жилец не приходит, хотя находится в городе…

Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)
Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)

Расхождения начинаются с возраста героев. Герои "Белых ночей" были очень молоды, тогда как Мария Шелл и Марчелло Мастроянни в два раза старше своих литературных прототипов. Мастроянни, получивший премию итальянских киножурналистов за "роль года", вообще здесь не к месту, – меньше всего он похож на "чудака", а фраза "я слишком стеснительный", звучащая из его уст, кажется особенно нелепой. Фильм вообще начинается с того, что пьяненький Мастроянни с лощеным лицом, вернувшийся с загородной прогулки, куда его пригласило начальство, пытается снять на мосту проститутку… Да, герои фильма гораздо взрослее, тем удивительнее выглядит история с пришпиленной юбкой.

"Белые ночи" Висконти грешат какой-то несообразностью. Театральные условности то и дело сталкиваются с претензией на реализм: в актерской игре, в скупости выразительных средств. Но отчетливо резкий, как окрик, финал, к которому ухабистой, но все-таки прямой дорогой ведет зрителя Висконти, не даёт разочароваться в фильме.

Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)
Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)

Оценка: 6,0 из 10.

Режиссер: Лукино Висконти.
Сценарий: Сусо Чекки д’Амико, Лукино Висконти (по повести Ф. М. Достоевского),
Оператор: Джузеппе Ротунно,
Композитор: Нино Рота.

В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Мария Шелл.
В ролях: Жан Маре, Марчелла Ровена, Мария Дзаноли, Елена Фанчера.

Интересные факты о фильме:

  • "Notti bianche" переводится к "бессонные ночи".
  • Оператор не мог использовать традиционный фильтр для создания "туманной" атмосферы, поэтому использовали тюль, свисающий перед фонарями на заднем плане.

📕 Купить повесть Ф. М. Достоевского "Белые ночи" в "Лабиринте":

Белые ночи

Читайте также в моем канале:

Лукино Висконти. Режиссеры итальянского кино
Владимир Гордеев1 июня 2023
Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)
Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)

Тематические ссылки:
Режиссеры мирового кино