Санкции вынудили отечественных производителей искать новые маршруты для отправки продукции на внешние рынки. Перестраиваться приходится не только нефтегазовым и угольным компаниям. Новые маршруты нужно создавать для всех отраслей промышленности.
Поэтому производитель минеральных удобрений Уралхим анонсировал строительство новго порта в Азовском море для экспорта удобрений.
В будущем основной объем удобрений планируется вывозить через Турцию и пролив Босфор. При этом после присоединения новых регионов, Азовское море стало внутренним, а Россия получила полный контроль над Керченским проливом. Это позволяет лучше контролировать акваторию и обеспечивать безопасность для кораблей.
Раньше Россия была вынуждена использовать иностранные порты для перевалки грузов. Но введенные Евросоюзом ограничения привели к блокировке в европейских портах крупных партий удобрений. По слова главы Уралхима, в Эстонии, Латвии, Бельгии и Голландии задержано 260 тысяч тонн удобрений Уралхима, 100 тысяч тонн удобрений Еврохима и 50 тысяч тонн удобрений компании Акрон.
Для их разблокирования руководство страны пошло на заключение четырехсторонней зерновой сделки. Но сделка не привела к восстановлению прежних объемов экспорта.
Ситуация осложняется тем, что в России нет специализированных терминалов по морской перевалке аммиака и карбамида. Поэтому отечественные производители долгое время отгружали продукцию в порты Латвии и Эстонии, где такие терминалы есть.
Строительство специализированного порта в Тамани эту проблем решит. Новый порт появится в Тамани к концу 2023 года. В его строительство Уралхим инвестирует 50 млрд рублей. Порт будет ежегодно обеспечивать перевалку 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида.
Для понимания, доля отечественных компаний на мировом рынке аммиака составляет 25%, а карбамида – 14%. Спрос на российский аммиак и карбамид высок в странах Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Экспорт удобрений теперь будет приходиться в основном на эти рынки.