Найти тему
ГАЗЕТА "Грани"

Искусство с исчезновением Андрея Молокова

21.01.2023 / Екатерина Шваргина / Общество, Культура / Профессионал

Андрею Молокову понадобилось 12 дней, чтобы создать скульптуру “Мотив” на VII фестивале бетонной скульп­туры “Творимир”. Фото из архива А. Молокова и с официальных сайтов фестивалей
Андрею Молокову понадобилось 12 дней, чтобы создать скульптуру “Мотив” на VII фестивале бетонной скульп­туры “Творимир”. Фото из архива А. Молокова и с официальных сайтов фестивалей

В руках этого мастера любой материал становится пластичным и гибким: глыба льда превращается в тройку лошадей, пирамида из песка — в прекрасную русалку. Чебоксарскую набережную украшает его барельеф “Старый город”, а в Лакреевском лесу стоят три сказочные композиции с гномами из бетона. Андрей Молоков — победитель всероссийских и международных конкурсов и фестивалей по ледяным, деревянным, песчаным и соломенным скульптурам.

— Вы окончили худграф Чувашского государственного педагогического университета, уже тогда знали, что станете заниматься скульптурой?

— Я хотел стать художником. Но, когда меня на втором курсе попросили помочь подготовить снежные и ледовые скульптуры на конкурс, когда я увидел, какими волшебными, сказочными и красивыми они получаются, решил тоже попробовать.

Первым скульптором в Чувашии, который работал со льдом, был Георгий Пупин. Это он пригласил меня на международный ледовый фестиваль в Казани в 2000 году. Я только окончил университет. Он мне помогал, всё показывал, подсказывал. Мы заняли первое место. И это меня вдохновило на дальнейшее развитие в этом направлении.

А вот и результат. “Мотив” — музыка в бетоне. Заслуженное первое место (Свирск, 2022).
А вот и результат. “Мотив” — музыка в бетоне. Заслуженное первое место (Свирск, 2022).

— Как делают фигуры изо льда?

— Блоки (стандартный размер — метр на полметра, но сейчас всё чаще используют блоки два на два метра) добывают в водоемах или выращивают искусственно. Их собирают в одну большую глыбу с помощью манипулятора и крана. И после этого, как сказал Микеланджело, отсекают всё лишнее.

— Вы так просто об этом говорите. Но ведь процесс занимает от нескольких часов до нескольких дней. Что самое сложное?

— Когда вытаскиваешь блоки из воды, от перепада температуры они трескаются. Но это является изюминкой, трещины показывают, что скульптура хрупкая, и с ней надо быть осторожным.

Когда скульптура высокая, мы используем строительные леса. Самой высокой ледовой скульптурой, с которой мне приходилось работать, был Дед Мороз. Делали его на заказ в Москве в 2005-м. Не хочу обманывать с размером. Там было крыльцо метров пять высотой, на которое Дед Мороз облокачивался. Ну, если прикинуть, с шапкой он метров 10 был.

Величественный Нептун словно возвышается над всеми людьми. Высота скульптуры — 4,5 метра (Португалия, 2019 год).
Величественный Нептун словно возвышается над всеми людьми. Высота скульптуры — 4,5 метра (Португалия, 2019 год).

— Вы ведь еще делаете скульптуры из песка?

— Из песка все делали в детстве (смеется). В 2004 году в Анапе проходил международный фестиваль, где я впервые попробовал сделать песчаную скульптуру. Было интересно: какой она получится в итоге?

Обычно для скульптора перейти с одного материала на другой труда не составляет. Есть только некоторые нюансы. Например, поскольку песок сыпучий, сама скульптура из него должна выглядеть пирамидообразно: внизу широкая, кверху сужается.

— А если сравнить эти два материала, в чем разница?

— Я скажу, что самая большая и значимая разница — в условиях. Работать с песком летом или весною в тепле намного приятнее, чем со льдом на холоде в минус 30.

Ну и в инструментах. При работе со льдом крупные детали ты отсекаешь бензопилой, с песком — лопатой. Маленькие детали: лед — стамесками, песок — мастихинами, мастерками и кисточками.

Сам Андрей родился под знаком Стрельца, поэтому выбрал образ кентавра для фестиваля “Удмуртский лед” на тему “12 месяцев” (Ижевск, 2022 год).
Сам Андрей родился под знаком Стрельца, поэтому выбрал образ кентавра для фестиваля “Удмуртский лед” на тему “12 месяцев” (Ижевск, 2022 год).

— С какими еще материалами работаете?

— С сеном и соломой. Если помните, на кольце по проспекту Ивана Яковлева в Чебоксарах стояла соломенная скульптура “Девушка на луне”, а возле филармонии “паслись” мои соломенные лошади.

Пробовал работать с бетоном. Очень по­нравилось. Появляется возможность создать хорошую композицию с маленькими деталями и сохранить работу на долгие годы. Она держится на металлокаркасе и в отличие от ледяной скульптуры не растает.

Мне интересно работать с любым материалом. Это как проверка себя: справишься ты с ним или нет? А в чем особенность скульптур, которые со временем исчезнут, так в том, что это искусство существует в этот момент. Может тебя впечатлить и остаться в памяти надолго либо не тронуть совсем и кануть в Лету.

Вместе с Наталией Чистяковой и канадкой Патрисией Лигуен сделали снежного бизона и заняли второе место (Франция, 2015 год).
Вместе с Наталией Чистяковой и канадкой Патрисией Лигуен сделали снежного бизона и заняли второе место (Франция, 2015 год).

— Какие темы и образы выбираете для своих работ?

— На фестивалях и конкурсах нам, как правило, дают тему, а мы уже сами придумываем композицию. В Подольске ежегодно проходит фестиваль “Сказки планеты Земля”. В прошлом году были сказки народов мира, я изготовил “Девушку на луне”. В этом году русские народные сказки — сделал “Садко”.

В январе прошел фестиваль, приуроченный к 300-летию Перми. Мы делали образ города как живого существа, которое растет и развивается. Это была командная работа. Потому как объект был большой. А так чаще всего работаю один. В редких случаях вдвоем (по льду) или втроем (по снегу).

— Помнится, у нас в республике тоже проходили подобные фестивали песчаных и ледяных скульптур. До сих пор перед глазами цирковые лошади изо льда. Впечатляюще!

— Да, в 2010 году возле речного порта мы организовали ледяной цирковой городок. Приехали мастера из Литвы, Голландии, Австрии. На следующий год в детском парке Николаева создал проект ледовых и снежных скульптур “Мифология древней Чувашии”. Трижды проводил фестиваль песчаной скульптуры возле речного порта.

Все эти мероприятия проходили при поддержке администрации Чебоксар. Так же, как, например, сейчас в Подмосковье.

— Кстати, поздравляю с победой на фестивалях ледяных скульптур “Ямал необъятный” и “Сказки планеты Земля”.

— В этом году в Подольске было принято решение выбрать победителя с помощью интерактивного голосования. Хочу поблагодарить всех, кто голосовал за мою работу. Я стал победителем с вашей помощью. Очень приятно, кода тебя поддерживают земляки.

Часто бывает, что кто-то, увидев на табличке название родной республики или города, подходит пообщаться, поддержать. Оказывается, в Новом Уренгое так много наших земляков проживает.

Одна из последних работ – «Молодой рыбак» была признана лучшей в рамках фестиваля «Ямал необъятный» (Новый Уренгой, 2022 год)
Одна из последних работ – «Молодой рыбак» была признана лучшей в рамках фестиваля «Ямал необъятный» (Новый Уренгой, 2022 год)

— Вы участвуете и в международных фестивалях. Там, наверное, и конкуренция больше, и уровень другой?

— Участники собираются со всего мира, из разных стран. У каждого своя культура, свое видение, свой опыт. На фестивалях ты не просто создаешь скульптуру, ты варишься в этой творческой кухне, общаешься с единомышленниками, делишься своим опытом и перенимаешь их. Всё это происходит в веселой атмосфере.

Кстати, впервые скульптуру из соломы я сделал на фестивале во Франции. И удивительным было то, что из шести призов четыре получили мы, команда из России. Заняли первое место, получили приз скульпторов, приз публики и приз юной публики.

Но самый главный приз — признание людей, их улыбки, слова благодарности и поддержки. Это вдохновляет на творческие подвиги.

— Какие у вас дальнейшие планы?

— Не останавливаться на достигнутом. Пытаюсь постоянно развиваться: чем больше практикуешься, тем ты становишься опытнее. Сейчас у меня начинается курс дополнительного образования, буду лепить из глины портрет.

Пробовал делать маленькие фигуры из камня. Мечтаю сделать скульптуру. Камень — серьезный материал.

Мне есть куда развиваться, много идей еще надо воплотить. Семья меня поддерживает, радуется моим успехам. И я уверен, что нахожусь на правильном пути.