Итак, по разным причинам Вы хотите купить дачу: переехать жить за город, отдыхать на выходных или не только на выходных, наслаждаясь пением птиц, шумом леса и соседской газонокосилки, или может быть чтобы вывозить детей на лето или дать своим родителям или бабушкам с дедушками возможность найти новое увлечение на пенсии или сами увлекаетесь растениями или может быть Вы хотите поменять свою старую дачу на новую и приняли решение купить «что-то другое». Для большинства из нас покупка дачи – это крупное вложение средств и возможно Вы сделаете это всего один раз в жизни, поэтому нужно очень внимательно отнестись ко всем подготовительным мероприятиям, чтобы не испытать разочарование или потерять вложенные средства!
По каким критериям выбирать «что-то новое»?
- Первичное – это выбор направления, шоссе, по которому Вы в будни или на выходных будете ехать на свою новую дачу!
Не цена нового приобретения, не размеры участка или материал дома, а именно направление – это первое, с чем стоит определиться!
Я живу на севере Москвы и наша старая дача находилась по Ярославскому шоссе в районе Сергиево-Посада, недалеко от Большой бетонки. От «дома до дома» - около 80 км, с электричкой от дома до дома часа 2 чистой езды, на авто без пробок - 1 час 15/20 минут. Но когда это было! Году в 2015, чтобы уехать на дачу более-менее без пробок надо было выехать в субботу часов в 7 утра и тогда при удачном стечение обстоятельств моя машина часа через полтора вползет надачу, а чтобы попасть в Москву в понедельник с утра нужно было выехать с дачи в 4-45 (по воскресеньям я с дачи не уезжала на авто уже не первый десяток лет). И отдыха как не бывало! Но так сложилось, что работала я, хоть и в разных конторах, но всегда на юго-западе Москвы и поэтому, когда я задумалась о покупке новой дачи, первое время я рассматривала как северное, так и юго-западное направление.
Но довольно быстро поняла, что в выборе шоссе надо все-таки ориентироваться на то, где находится место постоянного проживания.
Работа - работой, но на дачу большей частью удобней ездить из квартиры. И если не хочешь стоять в вечерней пятничной пробке на выезде из города, то переждать это время лучше дома, а не на работе. Да и всякое может случится! Ну а если поедете на дачу в субботу – вы потратить вдвое больше времени, если придется ехать к своей вылетной магистрали через весь город, да еще и мимо … любимой работы! А вокзалы с пригородными электричками для безлошадных дачников в любом случае находятся в центре и не сильно важно, откуда и во сколько ты туда поедешь. А у вас дача находится по одному дорожному направлению с квартирой?
- Второй критерий – это удаленность от города.
Моя «старая» дача располагалась около Большого Бетонного Кольца Москвы. В принципе, если относится к даче именно как к месту летнего отдыха, без особых заморочек с огородом и т.д. – то это нормальная, хоть и предельная, на мой взгляд, дальность расположения дачи для москвичей.
Но если выбирать дачу уже как потенциальное место жительства – то надо искать варианты в пределах 30-40 км от границы города, в случае с Москвой – это в границах Малой Бетонки или ЦКАД. Тут много аргументов. Прежде всего - меньшее время стояния в пробках: на Ярославском шоссе последние несколько лет существенные «пробки выходного дня» начинаются как раз недалеко от ЦКАД – как в сторону Москвы, так и из области. До ЦКАДа почти все шоссе имеют вечернее освещение, большинство шоссе в пределах ЦКАД реконструированы и расширены.
Следующее обстоятельство важно для тех, кому работодатель оплачивает или кто сам покупает полис добровольного медицинского страхования - большинство ДМС имеют покрытие Москва+до ЦКАД. А еще замечали ли Вы, что многие интернет-магазины, несмотря на положительные в этом плане изменения последних лет, до сих пор или не возят товары дальше Малой бетонки или стоимость доставки просто существенно увеличивается?
- И наконец третий – удаленность от общественного транспорта!
Да, вероятно у вас есть автомобиль в семье, и даже, возможно, не один. Но в жизни случается всякое и непредсказуемое, и вы можете оказаться «безлошадным» не на один день, а на несколько недель.
Так было у меня, когда внезапно, ранней осенью, ночью в Москве на стоянке мою (!новую!) машину разбили так, что все страховые процедуры и ремонт заняли почти 2,5 месяца. Как быть с родителями и собакой, которых надо перевезти в Москву после закрытия сезона или наоборот вывезти на дачу в мае? А как быть с урожаем? А как быть собственно с закрытием или открытием сезона? И что, не ездить на выходные на дачу?
Да, можно покататься на такси (недешево однако, с учетом километража и пробок), обременить друзей или соседей, каршеринг (может быть). Ну а если без эксцессов, вдруг Вашей маме или бабушке надо прокатиться в город? Или надо СРОЧНО поехать с дачи в город или наоборот, а уже пятница, вечер (воскресенье, вечер) и дикие пробки, а на месте надо быть через час-полтора... Но есть пригородное пассажирское сообщение! Электрички, экспрессы, и междугородние автобусы! Таким образом, выбирая себе район для будущей дачи, обращайте внимание на удаленность от остановок общественного транспорта и главное - железнодорожных станций.
Надо сказать, что садовые и дачные товарищества в ближнем Подмосковье зачастую расположены довольно неудобно и не близко от электричек. Идти пешком, даже налегке, полчаса, сорок минут до станции – это не всегда удовольствие! Если есть сомнения на этот счет, то мой искренний совет: на первый осмотр дачи приезжайте на общественном транспорте. Заодно в зависимости от времени года узнаете, например, убирают ли в дачном поселке снег, или каково состояние подъездных улиц после дождя, есть ли освещение, людно ли на улицах.
Я до сих со смехом вспоминаю, как один из продавцов, у которого я рассматривала возможность покупки дачи, совершенно серьезно рассказывал мне, как замечательно и быстро можно дойти до станции, рукой показывая на огромный, метров 50 шириной, и с почти вертикальным спуском крутой овраг, который надо было пересечь для сокращения пути.
Или другую ситуацию, когда зимой после осмотра дачи, куда можно было доехать от станции только на маршрутке, я смогла сесть в маршрутку только с третьего раза – все были забиты пассажирами - и то, только дойдя в мороз пешком минут 15 до конечной остановки!
В общем и целом, наличие в пределах разумной досягаемости железнодорожной станции, даже в связке с другим муниципальным транспортом – это крайне необходимый критерий для выбора дачи.
На нашу старую дачу мы могли ездить 1,40 на электричке+до 20 минут пешком до дома, сейчас в наш новый дом еду до 40 минут на электричке + 25 минут на муниципальном автобусе и 10 минут пешком до дома, при этом есть еще один вариант – 50 минут на московском автобусе от ВДНХ – удобно, если приезжают какие-либо строители или ремонтники из Москвы. А как вы добираетесь до своей дачи?
Все остальные критерии выбора – только после определения для себя после первых трех, ибо эти на эти обстоятельства вы лично или никогда не сможете повлиять - строительство нового шоссе или железнодорожной ветки (но об этом я расскажу в другой раз) - или уже вряд ли измените без каких-либо титанических изменений типа смены вами места жительства!
Даже цена не должна являться главной при выборе подходящего варианта места размещения будущей дачи (если только вы не обитатель Рублевки!), хотя, конечно, первые 3 критерия однозначно влияют на цену в сторону ее повышения.
Люди продают свои дачи по разным причинам: кто-то просто переезжает в новый дом или нашел что-то поближе к месту основного проживания, кто-то переезжает в другой город или за границу, кто-то получил ненужное наследство – причин много и они не обязательно какие-то негативные, хотя и таких полно. И в ближнем Подмосковье можно найти более чем приличный бюджетный вариант! А уж торг с продавцом вам в помощь!