Сегодня расскажу вам про Введено-Оятский женский монастырь. Расположен он на берегу реки Оять, примерно в 200 км от Санкт-Петербурга, в Лодейнопольском районе Ленинградской области.
Добираться сюда лучше на машине, ну или в составе экскурсионной группы. Мы поехали на авто, погода ясная, правда подъезд к монастырю был экстремальный. Дорога там, сплошной лед.
Виды по дороге.
Парковка перед монастырем. Справа есть туалет и мусорные баки.
Точная дата основания монастыря неизвестна, но упоминания о нем встречаются на протяжении уже почти шести столетий. Первые сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году. Время возникновения Введенского монастыря пришлось на годы порабощения Руси татаро-монгольским игом. Несмотря на то, что была одержана победа на Куликовском поле в 1380 году, до полного освобождения Руси было еще около ста лет. Хотя новгородские земли и не страдали от татаро-монгольского нашествия, но с запада их теснило Литовское княжество, а внутри разоряли междоусобицы князей, эпидемия чумы и другие бедствия.
На фоне этих событий возникло движение «иноков» на север Руси. Иноки стали жить в пустынных местах строгой монашеской жизнью. Недалеко от этого места, в деревне Имоченицы, в 1383 году было явление Тихвинской иконы Божией Матери. У меня была статья про эту деревеньку, ниже оставлю ссылку. Место интереснейшее. Находятся Имоченицы в 20-ти км от Введенского монастыря. В деревне из поколения в поколение передавалось предание о местном извозчике, который слышал женский голос с противоположного берега реки с просьбой перевезти через Оять. Но когда он переезжал, там никого не было. И вот в третий раз, оказавшись на другом берегу, в своей лодке он увидел икону, которая после чудесным образом объявилась на речке Тихвинке.
После появления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы на этих землях возникло много монастырей.
Также история Введенского монастыря тесно связана со святым Александром Свирским. В начале XV века, в селе Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили Стефан и Васса, родители будущего святого. Погребены они оба в Введенском монастыре.
Монастырь был небольшой, небогатый, пережил множество бедствий. Облик его, конечно же менялся, когда-то он был деревянный. В современном виде монастырь сформировался в первой половине XIX века.
Первое каменное здание - Введенский храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, было построено в 1817 г.
К началу XX века Введенский-Островский монастырь (так назывался ранее) имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли. В 1910 г. был построен собор Богоявления Господня вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту архитектора А. П. Аплаксина. Кстати, архитектор жил и работал в Санкт-Петербурге, по адресу ул. Гатчинская, 11.
Далее монастырь вновь ждали разрушения, захват земель и имущества, изъятие церковных ценностей, закрытие храмов и разгон монахов. В январе 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства, по которому все церковное имущество, включая храмы, было национализировано. В марте 1919 года монастырь был окончательно закрыт, монахи оставили обитель. Ушли все, кроме одного – иеромонаха Николая (Сергиевского). Он решил остаться в коммуне, образованной из рабочих, которые до революции обрабатывали монастырские земли. Сана с себя он не снял. Так как он был искренним в своих религиозных убеждениях, то пользовался большим влиянием среди населения, в том числе и членов коммуны. Отец Николай вплоть до ареста проводил богослужения, берег оба монастырских храма. По сути, коммуна была небольшим монастырем - общая работа, общий стол, молитва. Правда прожила коммуна недолго, распалась в 1921 году.
В 1922 году вновь было изъятие оставшихся церковных ценностей, под предлогом помощи голодающим в Поволжье. Митрополит Петроградский Вениамин в то время, был расстрелян за сопротивление. В Введенском же монастыре изъятие прошло спокойно благодаря отцу Николаю. Дальше началась массовая коллективизация, агробазы, колхозы, совхозы. На территории монастыря обосновался совхоз «Ильич». Отца Николая попросили сначала покинуть территорию, но потом вместе с послушником разрешили занять небольшое, холодное помещение в колокольне. Священник продолжал служить. Он и два действующих храма, не нравились новой власти.
Шел 1930 год. На отца Николая пытались завести липовое уголовное дело, но доказательств не было. Однако, в 1931 году его арестовали, обвинив в контрреволюционных взглядах. Отца Николая приговорили к трем годам лагерей. С 1932 году его следы теряются. Монастырь закрыли, купола и кресты сняли, церковь Богоявления разобрали до основания, а в Введенском храме устроили клуб. К храму сделали пристройку, над разоренным кладбищем появился кинотеатр.
Сейчас на месте алтаря разрушенного Богоявленского собора установлен памятный крест и мраморная книга памяти, где перечислены все известные имена монахов монастыря от XV до XX века.
Совхоз "Ильич" просуществовал до начала 90-х годов XX века. Во всех помещениях жили люди, даже в колокольне было несколько квартир.
В 60-е годы на территории было построено ещё одно здание, жилой корпус из силикатного кирпича. Он и сейчас выбивается из общей картины и портит внешний вид. Период разорения длился до 1991 года.
В 1991 году, разрушенный монастырский комплекс, был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Летом сюда приехали прихожане собора, посадили картошку. В их числе была Лидия Александровна Коняшова - в будущем первая настоятельница монастыря. Когда пришло время уезжать, Лидия Александровна не смогла бросить разоренную обитель. На следующий год было получено благословление от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, на создание женской общины. Начали собираться первые сестры. 17 июня 1993 г. Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Фекла. В том же году 27 декабря решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей.
Матушка Фекла (Л. А. Коняшова) происходила из простой крестьянской семьи, осталась сиротой в трудные военные годы. В 1943 году переехала в Йошкар-Олу. В 14 лет начинает свой трудовой путь. Работала в подсобном хозяйстве эвакуированного Ленинградского института, с которым и уехала потом в Ленинград. В 1948 году поступает на Балтийский завод и работает там сварщицей 28 лет. В 1976 году в результате многолетнего тяжелого труда получает инвалидность без права работы. До того как попала в Введено-Оятский монастырь трудилась при храмах, помогала людям. Скончалась монахиня 25 января 1997 года и была погребена на монастырском кладбище.
В настоящее время настоятельница монастыря монахиня Иоанна (Егорова).
Главными событиями для монастыря, стали канонизация в 2000 году преподобных Сергия и Варвары, родителей святого Александра Свирского и обретение места их погребения летом 2003 года. Обнаружить место упокоения святых Сергия и Варвары удалось благодаря сохранившимся в архивах чертежам Богоявленского собора. Архитектор Аплаксин не только четко нанес гробницы на чертежи самого храма, но и сделал схему всего монастыря.
До начала XVIII века гробницы преподобных находились в нижнем этаже Введенской церкви под приделом святых апостолов Петра и Павла. В 1721 году по указу Петра I мощи святых, сохранившиеся лишь в виде костей, были освидетельствованы архимандритом Свирского монастыря Кириллом. После этого для них были построены новые деревянные гробницы в Преображенском приделе Богоявленской церкви. Сейчас над гробницами родителей Александра Свирского возведена каменная часовня.
Преподобных Сергия и Варвару называли чудотворцами, у их гробниц бывали случаи чудесной помощи. К восстановленным гробницам и сейчас нескончаемый поток паломников, почитающих память родителей одного из величайших русских святых.
В 2003-2004 годах полностью отремонтирован Введенский храм. Зайдем внутрь.
Мы посещали монастырь после рождества, людей практически не было. Храм украшен еловыми ветками, елками, игрушками. Красиво, тихо.
В храме хранится ковчег с частицами мощей шести святых.
Вот такая интересная икона или картина, не знаю как правильно назвать, висела при входе в храм.
Идём пройтись по территории. Надвратная колокольня.
Часовня Сергия и Варвары.
Настоятельский корпус.
Вид на монастырь с берега Ояти. Летом думаю, тут очень красиво.
Известен монастырь и целебным минеральным источником. Он находится за территорией.
Над источником построена часовня, также имеется купальня.
В купальне тепло, есть лавочки, отдельно женская и мужская половина.
Дот со времен Великой Отечественной войны.
На монастырских землях сейчас создано подсобное хозяйство: сад, картофельные поля, покосы, огород, скотный двор.
Видно, что монастырь пользуется большой популярностью среди местных жителей. В праздники здесь много народа. Приезжают из Петербурга, Гатчины, Вырицы, и даже из других регионов машины стоят. Мы же были в обычный день, тишина, покой.
В обители продолжаются восстановительные работы, поэтому помощь монастырю будет не лишней. Думаю, если у кого-то появится желание, информацию можно найти на сайте. Ну, а если окажетесь в этих краях, в храме есть места для пожертвований. Да и просто каким-то продуктам, чаю, монахини будут тоже рады.
А я прощаюсь с Вами. До новых встреч в интересных местах!!!
Путешествуем по Ленинградской области. Часть III, усадьба «Имоченицы»