Найти тему
Русь Изначальная

Призывал ли Гостомысл Рюрика на Русь вместе с его братьями?

Призвание Рюрика с братьями на Русь в том виде, как это излагается в официальной версии - миф, придуманный гораздо позднее свершившихся событий.

Источник: Яндекс-картинки.
Источник: Яндекс-картинки.

Исходя из русских летописей, Рюрик с братьями Синеусом и Трувором были призваны на Русь в 862-м году. Рюрик был приглашен в Ладогу (Ипатьевский список ПВЛ), согласно же Лаврентьевскому списку он был приглашен в Новгород.

ПВЛ говорит о событиях призвания Рюрика и братьев так: "...И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске..."

То есть получается, местные славяне и чудь призвали всех трех братьев сесть в главных городах Словенской Руси? Но оказывается, что даже ПВЛ реально не утверждает, что изначально призывались три брата, а лишь констатирует рассаживание братьев по городам. Впрочем, читатель может в этом убедиться сам.

Известный летописец по имени Нестор, писавший ПВЛ через несколько веков после описываемых событий, так описывает причину призвания Рюрика и братьев:

«В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен, и с мери, с кривичей… В год 6370 (862) изгнали варяг за море..., и не было среди них правды,...И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли они за море к варягам, к руси...Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”

Что же мы видим? Вначале народ сказал себе: "Поищем князя...", то есть в единственном числе, а потом Нестор, перед тем как рассадить внуков Гостомысла от средней дочери - Умилы по городам, вкладывает на бумаге в уста представителей племен такую фразу: "...Приходите княжить и владеть нами..." то есть во множественном числе. Это выглядит по сути как оправдание дальнейшего занятия Рюриком Новгорода, Синусом - Белоозера, а Трувором - Изборска. Идем далее.

Однако, спустя два года было поднято восстание, которым руководил старший внук Гостомысла. В чем же причина такой быстрой смены настроения у местных племен, пригласивших варяго-русов на княжение?

Официально считается, что причина была одна: недовольство вызванное самовластием Рюрика и действиями его дружины, и как следствие утрата независимости.

Недовольство недовольством, а по сути, произошел захват власти на Руси не только против воли словен, кривичей, чуди, веси и мери, но и в нарушение реального содержания завещания Гостомысла, его внуками от средней дочери: Рюриком, Синеусом и Трувором, а также их отцом.

"Будинский изборник" все ставит на свои места.

Еще в 858-м году Гостомысл направил посла:

"... к Годславу, на Полабие, с просьбой от Гостомысла, чтобы Годслав прислал своего старшего сына Родерига на словенское княжение в Ладогу, и посол «память» отдал Годславу о наследниках Гостомысла на Словенской земле. А Аскольду велел быть у полян, потому что он зять и сын названый князю Олдиру, и Вадимиру велел быть в Новгороде как старшему внуку, и племяннику Будигосту велел быть в Плескове..."

Гостомысл официально рассаживает своих родственников по городам, Рюрику при этом дает стол в Ладоге, а Вадиму (Вадимиру) в Новгороде. Упомянут даже Аскольд, который исходя из воли Гостомысла, вовсе не был узурпаторов власти в Киеве - у полян, как его потом выставит Олег Вещий, согласно летописям.

Но что же братья Рюрика: Синеус и Трувор? Где выраженная о них воля деда, относительно их уделов в Словенской Руси?

А она есть, эта воля. Далее в изборнике идет отчетливое повторное уточнение относительно Рюрика и братьев, а именно:

"...И Родеригу велел быть в Ладоге, а Избору — в Изборске, так как это отчизна его. И Инару велел быть в Белоозере, а Сигнётр и Торвардр остаются на отчине Полабской как наследники князя Годслава у ободритов."

То есть Гостомысл завещал Белоозеро не Синеусу, а Инару. Изборск - Избору, а не Трувору. Место же родных братьев Рюрика, он однозначно указал: остаться с их отцом Годславом, у ободритов в Полабской Руси.

Не много ни мало, он определил: нечего соваться в Словенскую Русь Синеусу и Трувору, там и без них князей хватает.

Далее в 860-м году Гостомысл умирает. Его якобы похоронили на Волотовом поле. Будинский изборник нам сообщает о событиях произошедших сразу после смерти Гостомысла и до приезда Рюрика с братьями:

"...И начал княжить в Новгороде князь Вадимир, нареченный у варягов Вадимундом, так как он старший внук Гостомысла, который пришел по завещанию деда из Плескова..."

Получается завещание Гостомысла исполняется, в Ладоге никто не садится править, ждут Рюрика. Вадим же Храбрый в точном соответствии с завещанием сел в Новгороде. Но то, что происходит дальше, называется рейдерским захватом власти 9-го века.

Наступил 862-й год. Кстати, должен отметить, что Рюрик довольно долго собирался на Русь. Вероятно, это было связано с тем, что Годслав думал думу о том, как поступить в данной ситуации. Ведь далее изборник сообщает о фактах, как раз указывающих на причину долгих раздумий полабского князя.

Годслав раскинул мозгами: "Гостомысл умер, кто там у словен будет помнить о "памяти" которую посол передал в 858-м году ободритскому князю?" (Авт.) Надеюсь, читатель понимает, что слово "память" означает завещание. И вот Годслав рискнул:

"В год 862-й, дня 27-го июня месяца, пришли на Русь Словенскую по приказу Годслава все три сына его, средние внуки Гостомысла: Родериг, который назван на Руси Рюриком, Сигнётр, названный на Руси Синеусом, и Торвардр, или Трувор, и с ними пришли их семьи, дети, ближняя и дальняя родня в великом множестве..."

Налицо не выполнение воли усопшего с миром Гостомысла. Интересно завещание нотариус вскрывал или как? (Шутка). Что же мы наблюдаем? На Русь приехали все три брата. А городов то на всех не хватает и тут началась гражданская война, но не сразу.

Рюрик, видимо готовил захват заранее, это не могло произойти спонтанно, потому что уже под 863-м годом в "Будинском изборнике" имеется следующее указание:

"В год 863-й пришли на Ладогу, к Рюрику, из-за моря еще варяги-норманны,..., для мщения словенам, и пришли обманно, как охрана князя, и не мало,..., около одной тысячи воинов..."

Вероятно Рюрик еще до приезда на Русь, предварительно обговаривал с варягами-норманнами условия их помощи для захвата власти в Словенской Руси. Согласитесь, что по тем временам тысячная дружина профессиональных воинов, была не малой силой, и за ее услуги необходимо было хорошо заплатить.

Вывод: на самом деле не приглашал Гостомысл на Русь Рюрика и братьев: Трувора и Сенеуса, а только лишь старшего, да и то - в Ладогу. На Руси и своих князей хватало.