“Недавно была на приеме у врача, и в очереди к пластическому хирургу стояла такая большая группа женщин, которые действительно были очень красивые. Я бы не сказала, что нужно что-то менять в них. Этот бесконечный тюнинг, которому подвергается женский организм, относится к психологическим зависимостям и как с этим бороться?”
Я не очень люблю эту формулировку про психологическую зависимость, потому что тогда мы становимся зависимыми вообще от всего. Но, наверное, в каком-то приближении можно рассуждать и об этом. Что касается увиденной группы девушек в очереди к пластическому хирургу, которые выглядят хорошо — они выглядят хорошо, потому что они в этой очереди уже четвертый или пятый раз. И они себя продолжают совершенствовать еще, еще и еще, и границ в принципе для такого движения не существует.
Еще сложнее ситуация с косметологами, которые продвигают идеи о том, что использовать косметические средства и техники косметологии надо максимально рано, рассказывая сказки о том, что если к тридцати годам у тебя уже где-то в районе уголка глаз появилась морщина, которую выдавить уже и выжать или как-то замаскировать нельзя, то надо обращаться к косметологу в 25 и в 20. Я уже шучу, что давайте и в 15 обращаться и так далее. В чем идея?
Это специфические тренды, которые разрабатываются бьюти-индустрией, сейчас это стало модным. Это не столько психологическая зависимость от косметологии, сколько психологическая зависимость от некой идеи, от некоего образа, которому девушка должна соответствовать. И этому способствуют, естественно, средства массовой информации, всякие онлайн площадки, социальные сети и так далее. Именно они, следуя маркетинговым механизмам наработки трафика, и предлагают такие вещи, на которые, в общем-то подсаживаются в первую очередь именно те, кто продвигают эту тему.
Сейчас еще есть такая очень странная тенденция «за натурализацию», которая, на мой взгляд, еще более абсурдна — демонстрировать какой-то первобытный беспорядок в своей структуре, что-то там не мыть, не чистить, не стричь и так далее. Вот это все примерно про одно и тоже, то есть про продвижение тех или иных идей. И зависимость в этой части ни в коем случае не от этих процедур и не от этих личностей, а зависимость от своего собственного восприятия и от своего собственного «Я».
В свое время, где-то лет 30 назад, в Соединенных Штатах был большой судебный процесс над пластическими хирургами. Они выступили ответчиками по исковому заявлению. А исковое заявление, как бы это ни было странно, написала группа психотерапевтов, которая обвинила пластических хирургов в том, что они нарушают самовосприятие человека, нарушают формирование его самости, нарушают формирование и принятия собственного «Я».
Потому что в моей шутке, что эти девушки сидят там уже четвертый раз, всего лишь доля шутки. Ведь сначала тебе нужно подправить нос, потом чуть-чуть брови, потом чуть-чуть уши и далее по списку. И вот войти в этот процесс довольно легко. Выйти из него практически невозможно. Это, наверное, можно рассматривать как вариант зависимости. Но эта зависимость, еще раз повторяю, ставлю здесь акцент, не от процедур, а это зависимость от непринятия своего собственного «Я» и от нездорового стремления его все время улучшать и улучшать.
Хочу, чтобы меня понимали именно верно, ни в коем случае не превратно. Я здесь продвигаю идею, состоящую из двух частей: первая, на мой взгляд, красота — это исключительно здоровье, а во вторую очередь лучшее — это всегда враг хорошего. В этой второй позиции границ практически не существует. Можно себя совершенствовать до бесконечности и все равно никогда не быть удовлетворенным результатом.
Нужно понимать, что все, что нам предлагает онлайн пространство — это постановочные снимки, которые вычищены, отфильтрованы и так далее. То есть они, по сути, совершенно неправдоподобны, нереальны. Другой момент, о котором нужно говорить, больше носит характер воспитательный, потому что если человека воспитывает онлайн пространства, а не его родители и не его среда, то для него понятие своей собственной яркой индивидуальности теряется. Я считаю, что именно на этом должен стоять акцент — что каждый человек индивидуален, уникален и хорош именно в том пространстве, именно в той внешности, которую ему обеспечила его природа.
И если и совершенствовать что-то, то не по образу и подобию, а совершенствовать себя именно с позиции оздоровления. Потому что, повторюсь, я абсолютно убежден, что самое красивое тело и самая красивая внешность — это у того человека, который здоров, а не у того, кто несет на себе килограммы силикона и практически неотличим один от другого. Потому что существует такое клише, в рамках которого пластические хирурги работают.
Я допускаю пластику исключительно в одном единственном формате, это когда существует какой-то дефект. Дефект врожденный или, к несчастью, приобретенный, когда приключались какая-то травма, когда человеку нужно восстановить какие-то утраченные части его тела. Вот тут без сомнения и однозначно. Все остальное, на мой взгляд, противоречит восприятию собственного «Я», формированию своей яркой индивидуальности и потворствует подчинению каким-то стереотипам, суть которых не очень понятна, потому что мода меняется каждый день.
Если говорить о сопротивлении этому, то здесь, мне кажется, нужно сопротивляться во все том же онлайн пространстве, у всех тех же самых блогеров, которые могут голосовать за и против. И мне кажется, что здесь очень важен именно регламент альтернативы. То есть я бы здесь говорил о том, что в средствах массовой информации нужно использовать информацию и мнение экспертов альтернативных. Не хирургов пластических, а, например, психиатров, которые выступили в Соединенных Штатах против того, чтобы человек себя внешне совершенствовал.
Потому что внешнее усовершенствование, направленное на как будто бы решение внутренних проблем, к этому не приводит. Девушка считает, что если вот сейчас ей надуть губы, выправить нос, то она станет счастливей. К сожалению, это не работает. Здесь акцент должен стоять сильно раньше, чем у кабинета пластического хирурга.
Мне кажется, что формировать у ребенка или подростка вот это восприятие собственного «Я», формировать его специфическую личность, должны не пластические хирурги и даже не взрослые психиатры, а воспитатели и учителя из младших классов и дошкольного образования. Вот именно там должны прививаться моменты индивидуализации. А не вот у нас тут одна есть в группе красивая Маша, вот давайте мы эту красивую Машу будем продвигать, она у нас будет и Снегурочкой, и всем остальным, и так далее. Вот здесь как раз формируется идея заимствования внешних каких-то качеств, внешних характеристик, к сожалению, в ущерб внутренним, которые, на мой взгляд, не меньше, а может быть, даже и более значимы.
И здесь вопрос об универсальности воспитании становится острым. Да, без сомнения, речь идет не о том, что нужно яркую индивидуальность развивать в каком-то направлении, а именно с точки зрения универсальности. И я надеюсь, что так или иначе, в нашей стране наконец это произойдет, что мы уйдем от тупого копирования, вот именно бездумного, тех или иных идеалов чуждых нам, навязанных нам различными средствами массовой информации и онлайн культурой, именно в направление формирования развитой широким кругозором и широкими возможностями личности.