По многочисленным просьбам подписчиков продолжаю рубрику, посвящённую выдающимся мастерам ЛФЗ Советской поры. На самом деле рубрику давно задумал, начал с Суетина, продолжил Воробьёвским (рассказ о творчестве этого художника вызвал на канале настоящий ажиотаж!), и буду продолжать далее. Нынешний рассказ - о Людмиле Викторовне Протопоповой.
Людмила Викторовна Протопопова родилась в селе Курачево Балтачевского района Башкирской АССР. В 1930-м году окончила керамическое отделение Художественно-промышленного техникума в Ленинграде. Во время обучения работала на заводе "Красный фарфорист" (об этом заводе читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-fabriki-gruzino-ie-kuznecova-zatem-krasnyi-farforist-18981941-62cc35b7314a0b3c3e3cce6e). Её учителями были художники Эмилия Николаевна Шарикова-Досс (1870-е-?) и Алексей Александрович Скворцов (1891-1977). Проходила производственную практику на Ленинградском фарфоровом заводе в бытность И. Г. Михайлова (1868-1942, в 1928-1932 работал инспектором живописного цеха Фарфорового завода, а фактически являлся художественным руководителем завода). Вот как она сама вспоминала об этом периоде своей жизни: "В 1929-1930 годах на заводе цех росписи фарфора занимал одну большую комнату, в которой работало свыше 30 человек. За длинными столами сидели старейшие живописцы, поближе к окнам и рядом с ними - мастера помоложе, и совсем молодые художники, окончившие художественную школу в Павловске и художественно-промышленный техникум (ХПТ). Главным художником завода с 1928-го до середины 1931-го года был Иван Георгиевич Михайлов, организовавший в своё время Павловскую художественную школу-интернат, давшей стране много талантливых художников. Из этой школы пришли работать на завод А. Воробьёвский, И. Ризнич и М. Мох. Михайлов отобрал для росписи заводского фарфора из студентов-практикантов ХПТ Кубарскую, Миронович, Протопопову, Блак, Безпалову, Трупчинскую, Лильбок. Данько взяла из студентов Кульбах. Художника Михайлова мы вспоминаем с благодарностью. Это был знающий искусство эрудированный человек с большим педагогическим стажем. В разговорах с ним собеседники получали много нового, интересного. Становилось ясно - что хорошо, и что плохо, и почему... В конце 1931-го года А.А. Скворцовым была организована художественная лаборатория, в которую он взял... Протопопову, Яцкевич, Безпалову и Блак. В конце 1932-го года лаборатория значительно пополнилась - вернулись с военной службы Ризнич и Мох, также перевели в лабораторию Воробьёвского... По просьбе завода Горком ИЗО порекомендовал на должность главного художника Н.М. Суетина..."
До ВОВ, в основном, под руководством Н.М. Суетина Протопоповой выполнены сервизы "Индустриальный" (1931), "От тайги до постройки" (1933), "Поход Челюскина" (1934), "Челюскинцы" (1936), "Первое метро в СССР" (1935), "Советский Алтай", "Абхазский чай", "Колхозная деревня. Пахота", чайный сервиз "Канал Москва–Волга" (1939), и пр. С некоторыми из вышеперечисленных сервизов (общий план и отдельные предметы) можно ознакомиться в галереях ниже.
В следующей галерее вы можете увидеть фото Л.В. Протопоповой за работой, а также архивные коллективные фото, где Л.В. Протопопова представлена совместно с другими легендами Советского Фарфора.
Невысокого роста, не крепкой комплекции, однако бодрая духом, вечная оптимистка, занимающая активную жизненную позицию, и не пытающаяся "плыть против течения" Людмила Викторовна отлично вписалась в тогдашнюю Советскую систему.
Словно репортёр, Протопопова наиболее последовательно обращалась в творчестве к актуальным темам современности. Не удивительно, что именно она взялась за роспись сервиза, посвящённого окончанию постройки первой линии первого метро в СССР. Интересно, что, если общая композиция и роспись принадлежат Протопоповой, то портреты вождей (Сталина, Кагановича (не все знают, что первоначально Московский метрополитен носил имя ответственного за строительство первой линии Московского метро Лазаря Моисеевича Кагановича)) ей, по-видимому, не доверили. Портреты создал руководитель Художественной лаборатории Фарфорового завода маститый художник и преподаватель живописи в ХПТ Алексей Александрович Скворцов (1891-1977).
Свои работы Людмила Викторовна подписывала "Л. Протопопова", и как правило, с указанием даты. В довоенные годы (до 1941) создала большое количество росписей на вазах: "Урожай" (1930), "Подснежники" (1935-1937), "К X съезду ВЛКСМ" (1936), "Привет завоевателям Полюса", "Челюскинская эпопея" (1936). Также были созданы вазы с портретами А.С.Пушкина (1937), И.В.Сталина (1939), М.Ю. Лермонтова (1941), ваза "Георгины" (1941) и др. Некоторые из них можно увидеть в галерее ниже...
Во время ВОВ скорее всего находилась в эвакуации, поскольку в некоторых источниках упоминается её работа на предприятии "Сибфарфор" (Хайта).
После ВОВ Людмила Викторовна вместе с другими художниками Фарфорового завода принимала участие в создании грандиозной вазы "Победа" (1946, исполнила 6 медальонов и золотой фриз с изображением Кремля). В 1947-м году расписала вазу в честь 800-летия Москвы. К юбилею И.В. Сталина коллектив завода изготовил вазу (не менее грандиозную, нежели ваза "Победа") под названием "Строители коммунизма" (1949). Да, послевоенное время вплоть до кончины вождя народов товарища Сталина, для ЛФЗ основным направлением является создание помпезных подарочных ваз по разным поводам. Смотрим галерею ниже.
И, как это обычно бывает с лицами, попавшими "в колоду", в это время (вторая половина 1940-х) Л.В. Протопопова активно участвует и в общественной жизни. И не только родного предприятия, но и города. И снова вазы, вазы...
Ветер перемен ворвался на ЛФЗ в середине 1950-х годов. Не оставляя росписи ваз, Протопопова погрузилась в работу над созданием сервизов в новых модернистских формах, требующих такой же нестандартной модернистской (минималистской) росписи. В период "шестидесятых" Протопопова вновь возвращается к теме Севера...
Ещё пара фотографий легендарного художника Фарфорового завода Людмилы Викторовны Протопоповой, сделанных во второй половине 1960-х годов и позднее...
И - как прощание с Мастером - предметы сервиза "Советский Север" (1980. И снова возврат к теме Севера, которая преследовала Протопопову с молодости! Напомню - ушла в Вечность Людмила Викторовна Протопопова в 1981-м году!). Смотрим в последней галерее данной статьи...
Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.