Найти тему
Мужское

Христианизация Руси. Как государство обретало единую духовность.

Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. По наиболее достоверным данным, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской церкви (некоторые ученые называют 990 или 991 год).

князь Владимир
князь Владимир

Инициатором крещения был князь Владимир Святославич, который заимствовал модель вероисповедания у Восточной Римской империи, или Византии.

Византия
Византия

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Попытки предпринимались ранее, например в отношении Великой Моравии, древней Болгарии. Через продвижение своей религии, Византия пыталась выстроить некие дипломатические отношения с враждебно настроенным племенам язычников, которые к десятому веку начинали объединяться в более объемные и разношерстные племенные союзы, зарождая основы государственности, что, конечно же, было не на руку неокрепшей, созданной на осколках великого Рима, Византии.

После похода Олега на Царьград (Константинополь) - первом масштабном конфликте русов с Византией в 860м году, та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. Ненавязчивым продвижением единобожия на Руси занимались и ранее, без особого успеха. Даже западное христианство не раз предпринимало попытки захватить влияние. В 960-е и 990-е годы Русь посещали миссионеры из Германии, а один из них — Адальберт был удостоен епископского сана. Правители колебались между Германией и Константинополем, допуская, что связи с Западной Европой помогут избежать попадания в церковную зависимость от византийцев. Стоит сказать, что эти колебания обуславливались совсем не сомнениями, а отличным инструментом для манипуляции со стороны Руси. Когда отношения Киева и Константинополя портились, как после похода Олега, русы больше склонялись к сотрудничеству с Западом.

-4

Помимо военных конфликтов и попыток разделить сферы влияния среди империй, важную часть внешней политики Руси занимала торговля. И развитие крупных торговых связей продвигалось на мусульманский ближний Восток. Существовал маршрут "из варяг в арабы", который проходил через Ладогу и Верхневолжье. Естественно, Халифат - главное государство ближнего Востока того времени, предлагал Руси Ислам в качестве основной религии, и все перспективы были на лицо. Однако, в середине X века, когда по причине исчерпания серебряных рудников в мусульманском государстве, прекратилась выгодная волжская торговля с Халифатом, все перспективы канули в лету.

-5

Халифат больше не смог стабильно и в полном объеме платить по сделкам, и русы укрепили свой центр на Днепре вместо Волги, а торговлю переориентировали на Византию.

Но, положение вещей для самой Руси не оставляло больших промежутков времени для колебаний. Все же религия была единственным цивилизованным путем объединения земель, с наименьшим ущербом, и без кровопролитий.

К 988 году у Киева не оставалось больше шагов для маневра. Русь зависела от Константинополя, переориентируя свои торговые пути с ближнего Востока. Ведшие там дела купцы уже принимали христианство, потому что византийцы предоставляли все самые выгодные условия только единоверцам. Временное трудоустройство в Византию регулировалось теми же условиями. Из Руси на Балканы воины отправлялись наемниками. Возвращались они уже православными.

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Император Константинополя именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.

княгиня Ольга
княгиня Ольга

В «Повести временных лет» (XII век) приведён рассказ о выборе вер князем Владимиром, состоящий в следующем. В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако князь Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие князю Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Князь Владимир отказался от иудаизма, сказав: «Так, как же других учите, когда сами отвержены Богом и расточены? Если бы Бог любил вас и веру вашу, то вы не были бы расточены по разным землям: или вы хотите, чтобы и с нами случилось то же?».

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

летописец Нестор, автор "Повести временных лет"
летописец Нестор, автор "Повести временных лет"

Повесть временных лет, очевидно, не учитывает геополитические факторы. Ну да ладно.

Вообще, процесс христианизации - это отнюдь не 988 год и купания киевлян. Это долгий и, местами, трудный путь. Археологические раскопки показали, что и в Великом Новгороде, втором по значению городе Руси, христианизация продвигалась медленным шагом. За X век свет увидели только два христианских храма и еще пять — за XI. Всплеск культового строительства (75 церквей) стал возможен только спустя шесть поколений после крещения.

Невысокую христианизацию Руси при князе Владимире и сразу после надежно подтверждают письменные источники: согласно им, в 1070-е годы волхвы проповедовали в Киеве и на Белоозере, собирая толпы сторонников; в Великом Новгороде к устроенным ими волнениям примкнуло все население города, оставив в одиночестве князя и его дружину. Язычество не исчезло и спустя 100 лет после крещения, и, как сообщает летопись: «Под 1194 годом взошествию на трон великого князя Рюрика Ростиславича "крестьяне и погани" радовались вместе».

Сосуществование одних с другими на протяжении веков в исторической литературе получило наименование двоеверия.

Есть так же исследования, согласно которым все эти процессы сопровождались постоянными конфликтами, междоусобными войнами и репрессиями, в угоду обретения Русью государственности, и зарождения новой империи, которая будет жить почти десять веков.