Только недавно мы обсуждали, что Россия выходит из Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и вот пошли первые шаги в сторону ослабления антикоррупционного законодательства.
В Государственной Думе активно идет рассмотрение инициативы, согласно которой доступ к декларациям чиновников о доходах и расходах будет иметь только ограниченный круг лиц. Чаще всего в живую декларацию будут видеть сами депутаты, а также проверяющие декларации прокуроры.
Что интересно, изначально законопроект, который предлагает данные изменения касался совершенно другого вопроса – упрощения процесса заполнения декларация для депутатов регионального и местного уровня, которые продолжают работать по своему основному месту работы (хотя эта инициатива тоже не без пробелов).
Однако как обычно бывает, в процессе рассмотрения законопроект оброс нововведениями, поправками, которых изначально там не было.
В итоге «гражданское общество» из процессов антикоррупционного контроля исключается полностью. Теперь чиновники будут контролировать друг друга без какого-либо вмешательства горе расследователей, превращающих все в «компот».
Максимум информации, который будет обнародован это сведения о том, сколько должно было быть подано деклараций и сколько в результате получено.
Естественно, что у данной инициативы цели весьма благородные – защитить персональные данные народных избранников депутатов и сенаторов.
Почему раньше публичность деклараций не создавала проблемы народным избранникам, или кто из них непосредственно пострадал из-за публикации деклараций не сообщается.
Но что интересно, данные изменения вступают в противоречие еще с одной Конвенцией против коррупции, которая принята уже на уровне ООН (а не Совета Европы, как ранее указанная Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию) и выходить из нее Россия пока не собиралась.
Так вот в данной Конвенции ООН против коррупции указано, что:
Статья 13 Участие общества
1. Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как:
а) усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений;
b) обеспечение для населения эффективного доступа к информации;
с) проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах;
d) уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции. Могут устанавливаться определенные ограничения этой свободы, но только такие ограничения, какие предусмотрены законом и являются необходимыми:
i) для уважения прав или репутации других лиц;
ii) для защиты национальной безопасности, или публичного порядка, или охраны здоровья или нравственности населения.
Переводя с юридического на русский здесь сказано, что государства участники Конвенции должны делать процессы противодействия коррупции максимально публичными, предоставляя возможность реального участия гражданского общества в противодействии коррупции.
В данном контексте также следует обратить внимание, что ООН рассматривает обязанность по декларированию чиновниками своих доходов и расходов, как один из важных элементов противодействия коррупции:
Статья 8 Кодексы поведения публичных должностных лиц
<....>
5. Каждое Государство-участник стремится, в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц.
В итоге доступ к информации о коррупции в рядах чиновников станет уже. Факты коррупции со стороны общества станет выявлять сложнее.
На первых порах изменения коснутся федеральных депутатов и сенаторов, но уже есть намеки, что такая «благодать» снизойдет и на федеральных министров.
Региональным и местным депутатам попроще, они получат право менять свое правовое регулирование вместе с их федеральными коллегами из Государственной Думы и Совета Федерации.
Законопроект планируют рассмотреть в ближайшее время, уже сегодня его приняли во втором чтении.
А уже завтра его рассмотрят в завершающем третьем чтении, после чего станет ясно прошли ли данные поправки или все же нашлось «сопротивление».
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке (Законопроект№ 247501-8 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка представления депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований сведений о доходах и уточнении отдельных положений законодательных актов)).