Пожалуйста, поддержите канал подпиской. Также подписывайтесь на нашу группу в ВК. Там вас ждут обзоры тематической литературы и древних учений - https://vk.com/theyorder
В тибетском буддизме Шамбала (тиб. bde byung, произн. "De-jung"), означающая "Источник счастья", является мифическим царством или скрытым местом где-то за снежными пиками Гималаев. Это царство упоминается в различных древних текстах, включая Калачакра-тантру. В писаниях Бёна также говорится о близкой земле под названием "Олмолунгринг".
Концепция Шамбалы играет важную роль в тибетских религиозных учениях и имеет особое значение в тибетской мифологии о будущем. В "Калачакра-тантре" говорится, что из царства Шамбалы выйдет великая армия, чтобы в будущем восстановить землю. Это воинственное видение интерпретируется как метафорически, так и буквально. Для буквалистов Шамбала - это реальное место, и высказывались различные идеи о ее местонахождении: часто ее помещают в Центральной Азии, к северу или западу от Тибета. Древняя культура Чжан Чжун, существовавшая до тибетского буддизма в западном Тибете, отождествляет Шамбалу с долиной Сатледж в штате Химачал-Прадеш. Монголы отождествляют Шамбалу с некоторыми долинами южной Сибири.
14-й Далай-лама провел множество церемоний посвящения Калачакры, которые неразрывно связаны с концепцией Шамбалы.
Описание
Шамбала - это санскритский термин, означающий "место мира/спокойствия/счастья". Считается, что Будда Шакьямуни преподал тантру Калачакры по просьбе царя Шамбалы Сучандры; также считается, что учение сохранилось там. Считается, что Шамбала - это общество, где все жители просветлены, фактически буддийская "Чистая земля", центром которой является столица Калапа. Альтернативная точка зрения связывает Шамбалу с реальной империей Шривиджайя, где буддийский мастер Атиша учился у Дхармакирти, от которого он получил посвящение Калачакры.
Шамбалой правит линия царей, известных как Кулика, или Цари Калки (тиб. Ригден), которые поддерживают целостность тантры Калачакры. Тибетский буддизм предсказывает, что когда мир погрязнет в войне и жадности, и все будет потеряно, двадцать пятый царь Калки выйдет из Шамбалы с огромной армией, чтобы победить "темные силы" и открыть всемирный Золотой век. Используя расчеты из Калачакра-тантры, такие ученые, как Алекс Берзин, относят эту дату к 2424 году до нашей эры.
Один из этих царей Калки, по имени Ригдан Тагпа (ок. 159 г. до н.э.), предположительно правил царством, в котором проживало 300 510 последователей религии Млечха (Явана или "западной"), некоторые из которых поклонялись солнцу. Говорят, что он изгнал всех еретиков из своих владений, но позже, выслушав их прошения, разрешил им вернуться. Для их блага и блага всех живых существ он объяснил учение Калачакры. В 59 году до н.э. он отрекся от престола в пользу своего сына Пударики и вскоре после этого умер, войдя в Самбхога-кайю состояния Будды.
Учение Калачакры
Как и многие понятия в Калачакра-тантре, идея Шамбалы имеет "внешнее", "внутреннее" и "альтернативное" значение. Внешний смысл подразумевает, что Шамбала существует как физическое место, хотя только люди с соответствующей кармой могут достичь ее и испытать ее как таковую. Внутреннее и альтернативное значения относятся к более тонкому пониманию того, что Шамбала представляет собой с точки зрения собственного тела и ума (внутреннее), а также практики медитации (альтернативное). Эти два типа символических объяснений обычно передаются устно от учителя к ученику.
В наше время Чогьям Трунгпа, основатель "Шамбала Интернэшнл", учил, что царство Шамбалы рассматривается как просветленное общество, к которому могут стремиться люди всех вероисповеданий и которое реально реализуется. Путь к этому провокационно описывается как практика воинственности - встреча со страхом и преодоление агрессии, и "светской сакральности" - соединение мудрости прошлого и своей собственной культуры с настоящим в реальности.
Учение Трунгпы о Шамбале вдохновило множество образовательных, художественных и духовных институтов, включая Университет Наропа, тренинг Шамбала, Шамбала Сан, фотографию Миксанг, школу Шамбала, буддизм Шамбала, тюремную общину Шамбала, Институт миротворцев и многие другие.
Увлечение Запада
Западное увлечение Шамбалой часто основывалось на фрагментарных рассказах о традиции Калачакры или откровенных вымыслах. До недавнего времени Тибет был закрыт для посторонних, поэтому информация о традиции Шамбалы была в лучшем случае бессистемной.
Первая информация о Шамбале, дошедшая до западной цивилизации, была получена от португальских католических миссионеров Жуана Кабрала и Эстевана Каселлы, которые слышали о Шамбале (которую они расшифровали как "Ксембала") и решили, что это другое название Катая или Китая. В 1627 году они отправились в Ташилхунпо, резиденцию Панчен-ламы, и, обнаружив свою ошибку, вернулись в Индию.
Венгерский ученый Шандор Кёрёши Чома, написавший в 1833 году первое географическое описание "сказочной страны на севере... расположенной между 45' и 50' северной широты".
В девятнадцатом веке основательница Теософского общества Елена П. Блаватская ссылалась на миф о Шамбале, что сделало его популярным среди западных оккультных энтузиастов. Более поздние эзотерические писатели еще больше подчеркивали и развивали концепцию скрытой земли, населенной скрытым мистическим братством, члены которого трудятся на благо человечества.
Мистик Николай Рерих и советский агент Яков Блюмкин возглавили две тибетские экспедиции для открытия Шамбалы, в 1926 и 1928 годах. Очевидно, вдохновленные теософскими преданиями, Генрих Гиммлер и Рудольф Гесс отправляли немецкие экспедиции в Тибет в 1930, 1934-35 и 1938-39 годах.
Мифы Шамбалы послужили источником вдохновения для истории Шангри-Ла, рассказанной в популярном романе "Потерянный горизонт", опубликованном в 1933 году, возможно, под влиянием рассказов Николая Рериха, опубликованных под названием "Шамбала" тремя годами ранее.
Западные эзотерические традиции
Мадам Блаватская, которая утверждала, что находится в контакте с Великой Белой Ложей гималайских адептов, упоминает Шамбалу в нескольких местах, не придавая ей особенно большого значения. (Шамбала Блаватской, как и штаб-квартира Великой Белой Ложи, - это физическое место на нашей земле, хотя и доступное только достойным аспирантам.
Более поздние эзотерические авторы, такие как Алиса Бейли (Школа Арканов) и Агни Йога Николая и Елены Рерих, действительно подчеркивают значение Шамбалы. Бейли превратила ее в некую внепространственную или духовную реальность на эфирном плане, гигантский замок, в котором, как говорят, обитает управляющее божество Земли, Санат Кумара. Рерихи рассматривают его существование как духовное и физическое.
Связанные со "скрытой землей" спекуляции вокруг подземного царства Агартха привели к тому, что некоторые оккультисты начала XX века (особенно те, кто связан с нацистским или неонацистским оккультизмом) рассматривали Шамбалу как источник негативных манипуляций со стороны злого (или аморального) заговора. Тем не менее, преобладающая тема - это тема света и надежды, о чем свидетельствуют книги Джеймса Редфилда и Чогьяма Трунгпы Ринпоче с таким названием.