Найти тему
Order

Каббала для начинающих

Пожалуйста, поддержите канал подпиской. Также подписывайтесь на нашу группу в ВК. Там вас ждут обзоры тематической литературы и древних учений - https://vk.com/theyorder

Каббала (англ. Kabalah, Cabala, Qabala) - иногда переводится как "мистицизм" или "оккультное знание" - это часть еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога. Каббалисты верят, что Бог движется таинственными путями, будь то священный текст, опыт или то, как устроены вещи. Однако каббалисты также верят, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и через это знание можно достичь величайшей близости с Богом.

Зоар, собрание письменных мистических комментариев к Торе, считается основой Каббалы. Написанный на средневековом арамейском языке и средневековом иврите, "Зоар" призван направлять каббалистов на их духовном пути, помогая им достичь желаемого уровня близости с Богом.

Каббалистическая мысль часто считается еврейским мистицизмом. Ее практикующие склонны рассматривать Творца и творение как единое целое, а не как отдельные сущности, и желают ощутить близость с Богом. Это желание особенно сильно из-за мощного мистического чувства родства, которое, по мнению каббалистов, существует между Богом и человечеством. В душе каждого человека есть скрытая часть Бога, которая ждет своего раскрытия. Даже те мистики, которые отказываются так смело описывать слияние Бога и человека, все равно находят все Творение пронизанным божественностью, разрушающей различия между Богом и Вселенной. Так, каббалист Моисей Кордоверо пишет: "Сущность божественности содержится в каждой вещи, ничего кроме нее не существует....И она существует в каждом существующем".

Практически во всех формах еврейского мистицизма есть три аспекта, которые, скорее всего, будут понятны лишь небольшому количеству людей, обладающих специальными знаниями или интересом к данной теме: исследовательский, эмпирический, практический.
Исследовательский аспект Каббалы предполагает поиск в скрытой реальности Вселенной тайных знаний о ее происхождении и устройстве - поиск скорее эзотерический, чем мистический. В еврейской традиции существует три способа получения эзотерических знаний: путем толкования священных текстов для раскрытия нистара ("скрытого" смысла).
путем устной передачи традиции от каббалистического мастера
путем прямого откровения, которое может включать посещение ангелом или Илией, одержимость духом или другой сверхрациональный опыт.
Хотя она в первую очередь интересуется метафизикой, вещами "за пределами" физической вселенной, исследовательская каббала не является антирациональной. Все еврейские мистические/эзотерические традиции перенимают язык философских и даже научных идей своего времени и расширяют их.

Эмпирическое измерение Каббалы включает в себя реальный поиск мистического опыта: прямой, интуитивной, неопосредованной встречи с близким, но скрытым Божеством. Как писал Авраам Джошуа Хешель, мистики "...хотят вкусить всю пшеницу духа, прежде чем она будет перемолота жерновами разума". Мистики стремятся именно к экстатическому переживанию Бога, а не просто к знанию о Боге. В своем стремлении встретиться с Богом еврейские мистики живут духовно дисциплинированной жизнью. Хотя ни формальное, ни неформальное монашество не санкционируется еврейским мистицизмом, каббалисты-экспериментаторы, как правило, являются аскетами. Тем не менее, иудаизм держит своих мистиков на земле, и от них ожидается, что они женятся, воспитывают семью и выполняют все обычные общинные религиозные обязательства. Поэтому многие сознательно расширяют сферу своей религиозной практики за пределы того, что требует традиция, создавая анганот, личные ежедневные практики посвящения. В своем завещании один каббалист рекомендовал своим сыновьям такой режим: периоды утренней, дневной, вечерней и полуночной молитвы, два часа, посвященных Библии, четыре с половиной - Талмуду, два - этическим и мистическим текстам, два - другим еврейским текстам, а также полтора часа на повседневные заботы, время для зарабатывания на жизнь - и пять часов на сон!

Практическое измерение Каббалы включает в себя ритуалы для обретения и использования силы для осуществления перемен в нашем мире и в небесных мирах за пределами нашей планеты. Эта сила вырабатывается путем исполнения заповедей, призыва и управления ангельскими и демоническими силами, а также с помощью других способов использования сверхъестественных энергий, присутствующих в Творении. Практический аспект Каббалы способствует осуществлению намерений Бога в мире, продвижению добра, усмирению зла, исцелению и исправлению. Истинный мастер этого искусства реализует человеческий потенциал, чтобы быть со-творцом с Богом.

Историки иудаизма выделяют множество школ еврейской эзотерики, существовавших в разные времена, каждая из которых имела свои уникальные интересы и верования. Формально термин "Каббала" применяется только к трудам, появившимся в средневековой Испании и южной Франции начиная с 13 века. Однако за пределами академических кругов термин "Каббала" является общим для всех форм еврейской эзотерики.

Как отмечалось выше, еврейские мистики не похожи на монахов или отшельников. Каббалисты, как правило, входят в социальные круги, а не являются одинокими искателями. За редким исключением, как, например, странствующий мистик Авраам Абулафия, евреи, склонные к эзотерике, собираются в мистические ассоциации, и нередко один мастер порождает новую и инновационную мистическую школу, которая порождает несколько поколений определенной мистической практики. Хотя до сегодняшнего дня Каббала была практикой избранных еврейских "кругов", большая часть того, что мы знаем о ней, происходит из многочисленных литературных произведений, признанных "мистическими" или "эзотерическими".

На основе этих мистических произведений ученые выделили множество различных мистических школ, в том числе мистиков-гехалотов, немецких пиетистов, зохаровскую каббалу, экстатическую школу Авраама Абулафии, учение Исаака Лурии и хасидизм. Эти школы можно разделить еще на несколько категорий, основываясь на отдельных мастерах и их учениках. Большинство мистических движений глубоко обязаны трудам более ранних школ, даже если они добавляют новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим учениям. В современных реформистских общинах соблюдение Каббалат Шаббат, хавдала и седер Ту би-Шват происходят из каббалистических традиций.