Создание единого рынка, функционирующего по единым нормам, приведет к значительному экономическому и технологическому рывку стран-лидеров, снижению стоимости производимых товаров благодаря гиперспециализации стран на производстве ограниченного набора товаров для продажи по всему миру (проблемы с устойчивостью экономики рассмотрены выше), поскольку позволит им разрабатывать дорогостоящие инновационные проекты и технологии, а продажа большему количеству потребителей позволит окупить расходы на исследования и разработки, поскольку постоянные издержки будут разделены между бОльшим количеством потребителей. Таким образом, это позволяет как снижать цены на продукцию, так и финансировать более дорогостоящие проекты и проводить научные исследования. Очевидно, что наибольшую выгоду такой мир принесет странам-лидерам процесса, устанавливающим правила. Однако, глобализация начинает тормозиться из-за торговых войн и санкций.
Действия США по аресту российских банковских активов, имущества не только государства, но и граждан, приводит к разрушению веры в право частной собственности, т.е. один из главных постулатов рыночной экономики. Каждая страна, которая участвует в мировой торговле и имеет счета в зарубежных банках, теперь находится в состоянии опасности, поскольку не может быть уверена, что ее имущество не будет украдено. Банковская тайна уже давно не соблюдается в Швейцарии еще с 2010 г., но теперь страна изменила своей многолетней политике нейтралитета и вводит санкции против России. Такая политика приводит к раскалыванию мира и формированию отдельных экономических блоков.
В результате распространения санкций Запада на Россию и торговых войн с Китаем глобализация стала останавливаться, потому что ни одна страна не будет заинтересована жить по правилам, которые не соблюдаются, а деньги в банке могут быть попросту украдены. Brexit усилил центробежные тенденции в Европе. Мир стал все больше делиться на отдельные экономические зоны и торговые блоки. Уже сейчас ясно вырисовываются их границы:
- США, Канада, ЕС, Австралия и Япония;
- страны БРИКС, ШОС и возможно страны, расположенные по границам указанных блоков, например, Афганистан.
Деление мира на два, а возможно и более, блока, ведет человечество, с одной стороны, к увеличению его его устойчивости перед внешними кризисами, повышает доходы стран-лидеров этих блоков, но, с другой, не позволяет странам специализироваться на выпуске определенной продукции, что может привести к росту стоимости товаров.
Продвижение проектов Транстихоокеанского и Трансатлатического партнерств (на данный момент реализация проектов остановлена президентом Д.Трампом), в случае реализации которых в орбиту еще большего влияния США могли бы попасть через Транстихоокеанское партнерство (далее - ТТП):
- Бруней
- Чили
- Новая Зеландия
- Сингапур
- Австралия
- Перу
- Вьетнам
- Малайзия
- Мексика
- Канада
- Япония
Трансатлантическое партнерство (далее - ТАП) предполагает включение в проект стран-членов ЕС. Оба партнерства объединили бы фактически весь современный развитый мир и часть стран развивающихся из Южной Америки и Азии, что вывело бы глобализацию на новый уровень. Страны, входящие в оба партнерства, имеют 1 450 млн. чел. или 19,3% населения Земли (942 млн. чел. в рамках Транстихоокеанского партнерства и 508 млн. чел. в рамках Трансатлантического, по данным на 2015 г.) При этом на страны-члены ТТП в совокупности приходится 40% мировой экономики. Аналогично, ТАП также имеет совокупный ВВП в 37,68 трлн. долл., или 31% мирового ВВП. В целом, оба партнерства составляют фактически подавляющую часть как экономического, так и технологического, научного и военного потенциала всего мира. Однако, проекты не состоялись, сменившись центростремительными тенденциями в глобализации. На данный момент более перспективным лидером глобализации может стать Китай с его проектом “Один пояс - один путь”, однако, проект еще только в самом начале реализации.
Страны стремятся национализировать и взять под контроль свои финансовые потоки, постепенно лишая оффшоры возможности функционировать. Это видно как на примере США, которые требуют от иностранных банков выдавать информацию о своих клиентах, так и на примере России, которая пересматривает договоры об избежании двойного налогообложения:
- в России ведется работа по изменению условий договоров с офшорами об избежании двойного налогообложения. Такие договоры позволяли олигархам один раз заплатить очень низкий налог в офшоре и не платить его в России;