Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Кто такой — «красивый мужчина»? Пару веков назад ответ бы вас удивил

Кавалер, который «следит за собой», во времена Пушкина был завален кучей мелочей. Совершенно, думаю, невыносимой для современных мужчин — я бы точно не взошел на эту кучу. Специальный крючок для подтягивания перчаток — каково? А пуговицы, раскрашенные акварелью? А флакон для духов с подзорной трубой?

Такой крючок (см. ниже) был нужен, чтобы натянуть на руку длинные и узкие перчатки. Перчатки затрудняли кровообращение, но тут было не до здоровья.

Мода — это состязание. А соревноваться с себе подобными — главное занятие мужчины, хоть бы и в крючках.

Крючок перчаточный в черепаховых обкладках, Франция, 1830-е гг. С ним рядом — крючок для застегивания пуговиц на ботинках начала 20 в., чтобы показать преемственность традиций © Государственный исторический музей, Москва
Крючок перчаточный в черепаховых обкладках, Франция, 1830-е гг. С ним рядом — крючок для застегивания пуговиц на ботинках начала 20 в., чтобы показать преемственность традиций © Государственный исторический музей, Москва

Ну и, к тому же, 18-19 века — это эпоха договорных браков между аристократами. Чужие люди, ставшие супругами, искали любовь на стороне. Между тем, дамы благоволят утонченным (и даже чуть женственным) мужчинам, кто бы что ни говорил.

Поэтому пра-пра-прадедам приходилось ухаживать за собой не только до свадьбы, как нам сейчас, но и после.

И все эти мужские штучки (сейчас бы сказали — «аксессуары») отнюдь не были мелочами. Даже пуговицы галантного кавалера должны потрясать воображение — и они потрясали.

Посмотрите на эти образцы из набора «История Абеляра и Элоизы» (выше): и сюртук тогда намекал на романтику. Всего в наборе 16 пуговиц, с сюжетами от первого свидания до финальной драмы.

Булавки для галстука, 18-19 вв., Россия © Государственный исторический музей, Москва
Булавки для галстука, 18-19 вв., Россия © Государственный исторический музей, Москва

Элегантный мужчина весь состоял из ярких ноток и акцентов. Вот, скажем, булавка для галстука (см. выше). Лучше всего золотая и с крупным бриллиантом, если средства позволяют. А если имение уже заложено, то сгодится и серебро с жемчугом — увесистости этой штучке придаст государственный двуглавый орел.

Мужские кольца и перстни, 18-19 вв., Россия © Государственный исторический музей, Москва
Мужские кольца и перстни, 18-19 вв., Россия © Государственный исторический музей, Москва

Конечно — кольца и перстни. Но лучше печатка с фамильным вензелем, чтобы украшать ею переписку.

И подтяжки в кошмарных розочках. Тут бисер, шелк, кожа, медный сплав и канва. Их частью шили, а частью — вязали. Такие подтяжки не стыдно было показать окружающим.

Подтяжки, первая треть 19 в., Россия, 73,8х5,8х1,3 см © Государственный исторический музей, Москва
Подтяжки, первая треть 19 в., Россия, 73,8х5,8х1,3 см © Государственный исторический музей, Москва

Первый ребенок, с которым мужчина нянчится по-настоящему — это его усы. Сначала пройдись щеточкой, потом — миниатюрной расческой.

Щеточка для усов (длина 7,5 см), расческа для усов (длина 5,1 см), 19 в., Россия © Государственный исторический музей, Москва
Щеточка для усов (длина 7,5 см), расческа для усов (длина 5,1 см), 19 в., Россия © Государственный исторический музей, Москва

(А к началу 20 века придумали специальные чашки с бордюром для усов — я просто не мог пройти мимо.

Интересно, как сейчас усачи решают эту проблему с жидкостями?)

Чашка с перекладиной для усов, фарфор, начало 20 в., Россия © Государственный исторический музей, Москва
Чашка с перекладиной для усов, фарфор, начало 20 в., Россия © Государственный исторический музей, Москва

Если вы близоруки, то помогут очки. В них даже можно установить дополнительные (и съемные) цветные линзы — на случай, если день будет очень ярким.

И день станет очень зеленым.

Очки складные с двойными стеклами, 18 в., Франция © Государственный исторический музей, Москва
Очки складные с двойными стеклами, 18 в., Франция © Государственный исторический музей, Москва

Хотя элегантнее выглядит лорнет. Вынул его на светском рауте, направил острый взгляд на барышню... 

Барышня все поняла.

Лорнеты, начало 19 в., Россия и Франция © Государственный исторический музей, Москва
Лорнеты, начало 19 в., Россия и Франция © Государственный исторический музей, Москва

Ну а если хочешь прослыть оригиналом, то вот — твой флакон для духов со складной подзорной трубой.

Барышня будет заинтригована.

Флакон со зрительной трубкой, 1830-е гг., Франция, 7,5×4х5,3 см © Государственный исторический музей, Москва
Флакон со зрительной трубкой, 1830-е гг., Франция, 7,5×4х5,3 см © Государственный исторический музей, Москва

Ах да, не забыть на бал: карманные часы, трость, табакерку, запонки, цилиндр. И копоушку (догадайтесь, для чего она нужна)!

Можно в комплекте с зубочисткой, и все это на цепочке.

Копоушки, 18-19 вв, Россия и Китай © Государственный исторический музей, Москва
Копоушки, 18-19 вв, Россия и Китай © Государственный исторический музей, Москва

Уже в карете по дороге на мероприятие следует оглядеть себя со всех сторон. В этом поможет строгое зеркальце-трельяж.

Экспонаты для этой публикации я выбрал из числа показанных на давней выставке «Красавец мужчина» (Государственный исторический музей, 2017 г.). Все увиденное вами — брутальные вещи альфа-самца, музей гарантирует.

Зеркало-трельяж складное, 19 в., Франция © Государственный исторический музей, Москва
Зеркало-трельяж складное, 19 в., Франция © Государственный исторический музей, Москва

А наш герой в своем трельяже увидел бы что-то вроде этого.

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — писал поэт как раз в те годы. Но думаю, что в самых отъявленных случаях на поддержание (и демонстрацию) имиджа уходило вообще все имеющееся время.

Справедливости ради: всем этим было занято менее 1% мужчин в стране. Остальные 99% — добывали пропитание себе/детям.

Фото из альбома «Русские типы», Вильям Каррик, 1860-1870 гг. © Музей Гетти, Калифорния
Фото из альбома «Русские типы», Вильям Каррик, 1860-1870 гг. © Музей Гетти, Калифорния

И одевались неброско.