Ситуация: Согласно данным опросов, более половины россиян в 2014 и 2021 годах были уверены, что их ценности и взгляды совпадают с ценностями и взглядами большинства сограждан.
На деле: Воспринимаемый и реальный консенсус ценностей и взглядов в России в последние годы серьёзно различались, особенно — среди жителей городов-миллионников. Люди, имеющие отличные от большинства взгляды, склонны переоценивать распространенность своих убеждений в обществе.
Теперь подробнее
Исследовательница из НИУ ВШЭ Маргарита Фабрикант проанализировала разницу в уровне воспринимаемого и реального ценностного консенсуса среди жителей России. Выяснилось, что большинство жителей России верили, что их взгляды совпадают со взглядами большинства сограждан. Однако по ряду изученных показателей это не соответствовало реальной картине. Одним из возможных объяснений такого искажения может быть эффект «информационного пузыря».
Результаты опросов показали, что воспринимаемый консенсус был достаточно сильным в последние годы среди россиян. Так в 2014 году около половины респондентов скорее согласились и около четверти полностью согласились с утверждением, что большинство населения разделяет их взгляды.
В 2021 году, как отмечает Маргарита Фабрикант, уровень воспринимаемого консенсуса несколько снизился, но остался достаточно высоким.
Что касается взаимосвязей, то были обнаружены, например, положительные корреляции воспринимаемого консенсуса с чувством групповой принадлежности, а также приверженности стране. В особенности речь идет о предпочтении России другим странам и готовности поддерживать страновую лояльность, несмотря на признание недостатков собственного отечества. Уровень воспринимаемого консенсуса также выше среди тех, кто имеет более высокий уровень субъективного благополучия и социального доверия.
Среди социодемографических параметров значимым оказался эффект возраста — чем старше респондент, тем выше воспринимаемый консенсус. Зато проявилась обратная связь с образованием — чем оно выше, тем ниже воспринимаемый консенсус.
Оба эффекта, как поясняет Маргарита Фабрикант, могут быть легко объяснимы. Молодые люди склонны ценить оригинальность взглядов, воспринимать это как достоинство. Кроме того, молодые люди в силу возраста меньше времени участвовали в формировании текущего положения вещей в обществе. Ну а более высокий уровень образования способствует критическому мышлению и разнообразию взглядов.
Исследовательница также обращает внимание на эффект типа населённого пункта. Он оказался значимым для городов с населением не менее одного миллиона человек (кроме столицы, которая была вынесена в отдельную категорию). Их жители имеют существенно более высокий уровень консенсуса, чем респонденты из Москвы. В то же время респонденты из других типов населённых пунктов не показывают значимых различий с респондентами из столицы. Этот эффект оказался несколько неожиданным, утверждает Маргарита Фабрикант.
С другой стороны, именно жители больших городов в большей степени считают себя «типичными русскими» по сравнению с жителями небольших городов, посёлков и деревень, а также столицы. И это соответствует широко распространенному мнению, что Москва отличается от всей России, комментирует исследовательница.
В целом характер связи воспринимаемого и объективного ценностного консенсуса говорит о том, что люди, мнение которых отличается от большинства, склонны верить, что оно, наоборот, совпадает с мнением большинства. Вероятно, это проявление эффекта «информационного пузыря», считает Маргарита Фабрикант.
«Люди, которые имеют изначально отличные от большинства взгляды, возможно более склонны активно искать единомышленников и объединяться внутри “информационных пузырей”», — поясняет она. В результате несовпадающие мнения остаются за пределами пузыря, и у человека вырабатывается индивидуальное представление об обществе в целом по образцу его пузыря.