Представьте себе, что вы заказали... камин. Нашли соответствующего мастера, он взял ваши деньги, привез камень, цемент, все это, матерясь перемешал в известной только ему пропорции, сопровождая все каббалистическими знаками чертежей и шаманскими заклинаниями и получился... Камин. Внезапно.
Вот такой:
И оттуда дым прямо на вас, примерно так:
Как вы оцените такую работу? Мне почему-то кажется, что несмотря ни на какие чертежи, бумаги, чеки и мастерство выкладывания углов, ваша оценка будет такой:
Почему так? Ведь он же выполнил все приличествующие случаю ритуалы и действия, даже результат показал? Ведь же просили камин, вот вам камин. Просто он "не прогрелся еще". Да потому что, что дымит не туда! А если в этом есть объективные внешние обстоятельства, то только мастер и никто другой может их озвучить и предложить такое решение, чтобы вы не выбросили свои деньги на помойку.
Точно такая же задача у учителя, как у лица и главного исполнителя системы образования: он должен научить. Не бубнить что-то около доски, не танцевать лезгинку или читать рэп. Даже не учить! Научить. Отсюда очень простой вывод - если ученик получает двойку, значит НЕ научил. Все очень просто.
Но есть один нюанс.
Если мы говорим о камине, или о проектной документации, то мы имеем дело с индивидуальным изделием. Причем в создании этого изделия работает довольно узкий круг ограниченных лиц. И даже при таких, прямо скажем, тепличных условиях остается фактор заказчика который хочет все, сразу и бесплатно...
В системе же среднего образования все еще хуже: потому что ключевое слово - "система". Она в этом плане сравнима с массовым производством, а любое массовое производство допускает определенный процент брака. Причем процент брака будет определятся не только качеством конкретного исполнителя, но и качеством работы всей системы.
Так что "двойку" учителя ставят не только ученику. И не только себе. И не всегда по зависящим только от них причинам. "Двойка" означает ошибку, которую необходимо исправить. Потому если не исправить эту ошибку, то потом может быть хуже. Поэтому "двойки" в том или ином виде ставить необходимо, как бы ни было противно признавать ошибки. Собственные - в том числе.
Влияние учителя бесконечно. Влияние плохого учителя тоже бесконечно. Д.Симмонс, учитель родного языка, лауреат премии Хьюго.