Найти в Дзене
О жизни, вере и кино

Заря звукового кино

Все мы знаем, что после немого кино в мир пришел звук и на экранах кинотеатров ситуация кардинально изменилась. И это был величайший прогресс. Но все происходило не совсем гладко, и многие мировые представители кинематографа были не рады этому, они не принимали этого новшества, которое многих из них впоследствии лишило карьеры, а некоторые были совсем задвинуты на обочину кино и прозябали остаток жизни в грусти и забвении

Итак, как и когда звук проник в кино?

Первые звуковые фильмы были показаны в 1928 году в Европе и в Америке. Их появлению очень обрадовались продюсеры, ведь новинка сулила им огромные барыши. Но у творческих работников отношение было совсем иное. Их пугало возвращение кино к старому способу актерского выражения – театру и потере выразительных средств, которое уже прочно закрепилось в немом кино.

Первым, кто встал против звукового кино стал - ?.. Гений немого кино – Чарли Чаплин. Именно в то время стала крылатой фраза, брошенная им все деятелям великого немого: «Сущность кино - молчание».

Переход к звуковому кино стал проблемой для независимых студий, так как производство стало значительно дороже, а первые звукозаписывающие аппараты стоили баснословных денег. В этот период многие «независимые» обанкротились. Мировой кинематограф потерял поэтов кино, которые к ому времени приучили зрителя к поэзии кино, точным ритмам смены кадров, филигранно снятым деталям, фактуре освещение и самое главное, эмоциональным выражением лиц актеров, на которых без слов можно было прочесть всю гамму их переживаний.

Поначалу звуковые фильмы были весьма примитивны по сравнению с немыми, голоса актеров звучали, как будто из ведра, говорящие головы одновременно манили и пугали зрителей. Актеры не знали, как играть со словами, они отчаянно наигрывали, декламируя текст сцен. Это происходило до тех пор, пока не проявились новые творческие кадры, которые стали не просто совершенствовать новый вид показа, но сделали симбиоз. Взяли из немого кино все лучшее и адаптировали его приемы к звуковым фильмам.

И звук неимоверными шагами стал идти по мировым кинотеатрам, которые стали переоборудовать новыми звуковыми системами.

Но великие режиссеры не сдавались, они презрительно относились к новому балагану и продолжали удивлять мир своими произведениями – по-прежнему немыми. Чего только стоят такие фильмы – «Страсти Жанны Д*Арк» Теодора Дрейера или «Земля без хлеба» Луиса Буньюэля, снятый уже в 1932 году, когда коммерческие звуковые фильмы стали прочно занимать экраны кинотеатров. Эти два фильма невероятно поэтичны, позже напишу о них отдельный материал.

Против звука в кино ополчились не только знаменитые деятели Голливуда, но и наши советские режиссеры – Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров. Они даже выпустили своеобразный манифест на эту тему:

«Первый период сенсаций не повредит развитию нового искусства, но страшен период второй, который наступит вместе с увяданием девственности и чистоты первого восприятия новых фактурных возможностей, а взамен этого утвердит эпоху автоматического использования его для «высококультурных драм» и прочих «сфотографированных» представлений театрального порядка. Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа».

Еще одно известное критическое выражение по поводу звука исходит от знаменитого в ту пору киносценариста Виктора Шкловского:

«Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».

Сейчас трудно поверить, что столь великие деятели искусства так мыслили, ведь сейчас мы видим, что звуковое кино не только может, но и имеет место быть истинно художественным.

Первым в истории полнометражным звуковым фильмом стал музыкальный фильм «Певец джаза», созданный в 1927 году в США. А первой произнесённой фразой в картине стала реплика главного героя: «Подождите, подождите минутку! Вы ещё ничего не слышали!». Она-то и стала символом наступления эры звукового кино.
-2
Первым в истории советским звуковым фильмом стала картина «Путёвка в жизнь», созданная в 1931 году режиссером Николаем Экком.

Почему эта тема так волнует меня? Все просто. Мой первый фильм (диплом ВГИК) был именно немым. И мой оппонент, профессор кафедры киноведения, на защите диплома сказал очень много теплых слов о моем фильме, подытожив защиту фразой: «Великий немой жив».

Сейчас я, конечно, снимаю звуковое кино, и бесконечно рад тому, что работаю в кино, изучаю его и приобретаю в нем интересных людей, многие из которых становятся моими настоящими творческими друзьями.