Найти тему
ЛитЯз

Портрет Н.А. Некрасова. Часть 4. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом»

Примерно в середине 60-ых гг. XIX столетия в поэзии Некрасова происходит перелом. Он пишет: «Замолкни, Муза, мести и печали». Поэзия Некрасова перестает быть обличительной и протестующей.

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим -
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой! ( Н.А. Некрасов. «Надрывается сердце от муки»)
Памятник Н.А. Некрасову в Ярославле на Волжской набережной. Автор проекта - Георгий Мотовилов, строитель - Леонид Поляков, 1958 год.
Памятник Н.А. Некрасову в Ярославле на Волжской набережной. Автор проекта - Георгий Мотовилов, строитель - Леонид Поляков, 1958 год.

Но Муза не замолчала. Она заговорила по-другому. Некрасов углубился в свой внутренний мир. Прицел борьбы сместился на самого себя. Он устал быть человеком с «двумя портретами»: с одной стороны барин, с другой – защитник угнетенных. С одной стороны хитрый, изворотливый коммерсант, редактор издательств, с другой – человек, сопереживающий русскому народу. Двойственность очень мучит Алексея Николаевича, потому что он совестливый и честный человек. Он признает, что так больше продолжаться не может. Жизнь и поэзия меняются. «Новые» принципы жизни отражаются в концовке поэмы «Кому на Руси хорошо»:

Над Русью оживающей
Святая песня слышится:
То ангел милосердия,
Незримо пролетающий
Над нею, души сильные
Зовет на честный путь.

Поэма «Мороз, Красный нос» - произведение, которое позволяет увидеть изменения в тональности поэзии Николая Алексеевича. Мы видим хорошую, дружную, трудолюбивую семью, где царит любовь и взаимопонимание. Но, несмотря на трагедию главной героини, все равно поэма полна теплых красок.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важность лиц,
С красивою силой в движеньях,
С, походкой, со взглядом цариц…

Главная героиня - любящая жена, добрая и заботливая мать, хорошая хозяйка. Отношения с мужем Проклом гармоничны и трогательны. Смерть мужа не сломила Дарьюшку. Смерть разлучила мужа и жену физически, но не духовно: в сердце по-прежнему живет любовь. Дарье очень тяжело, но добрые воспоминания о муже греют ей душу. Теперь она глава семьи – на её хрупких женских плечах лежит забота о детях и стариках. Нужно быть крепкой!

В один зимний день Дарья отправляется в лес за дровами, чтобы согреть избу, наготовить еды, но встречает Мороза, Красного носа, который целует её, ласкает. Она принимает своим истосковавшимся по ласкам сердцем его «знаки внимания». Это убивает главную героиню. Теперь читатель может только догадываться, какая жизнь ждет её детушек. Спустя некоторое время Некрасов изменит финал поэмы, сделает его счастливым. Дарья очнется от ледяного сна, заслышав ржание коня, и благополучно доберется до дома. Но, к сожалению, издавать «исправленный» финал поэт передумал. У всех читателей остается послевкусие утраты, когда погибает главная героиня. В этом Некрасов не изменяет сам себе: трагизм повествования и невозможность другого финала.

Фекла Анисимовна Викторова и Николай Алексеевич Некрасов
Фекла Анисимовна Викторова и Николай Алексеевич Некрасов

Фекла Анисимовна Викторова (Зина) – последняя любовь Некрасова, его законная супруга, с которой он обвенчался, не обращая внимания на протест семьи. Простая русская женщина, обладающая теме же прекрасными качествами, что и героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Она умела помочь и словом и делом, была проста в обращении, нежна и ласкова, умела сопереживать и жалеть. Именно она разделит последние годы жизни Некрасова, когда болезнь станет заявлять о себе. Особенно ценно, что она станет ангелом –хранителем самого трудного периода жизни - неизлечимой болезни.

Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются;
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются,
Двести уж дней,
Двести ночей!
Темные зимние дни,
Ясные зимние ночи…
Зина! Закрой утомлённые очи!
Зина! Усни! (Н.А. Некрасов. "Зине")

Да именно так и было. Зина круглосуточно проводила свое время у постели больного: подносила лекарства, поправляла подушки, исполняла любые прихоти. В знак благодарности поэт читал свои последние стихи.

Последние годы жизни оставили один «портрет» Некрасова – человека, умеющего признавать свои ошибки. Красота и величие поэта состоит в его исповедальности, граничащей с самоосуждением, которая свойственна русскому человеку. А Николай Алексеевич Некрасов был истинно русским человеком.