Четыре месяца я в Алматы. Мне сразу понравился этот город и нравится до сих пор. В нём есть свой дух, своя атмосфера, это, пожалуй, самое главное. Не знаю, сколько я здесь ещё пробуду, но точно об Алматы у меня останутся самые добрые и тёплые воспоминания. Я ещё не уехал, но знаю, что когда-нибудь захочу вернуться сюда опять.
Разумеется, у Алматы есть и недостатки. Для каждого они свои. Кого-то замучили пробки, кто-то жалуется на высокие цены и изношенную инфраструктуры. Многие местные жители говорят, что город уже не тот.
Меня всё устраивает, но есть одна проблема.
Ещё в октябре, шагая по городу, я иногда останавливался и оглядывался -- ощущение будто что-то горит. Хозяйка квартиры отмечала -- выше аль-Фараби, это большой плюс, здесь воздух чище. А уже во время первого похода в горы я его увидел, смог.
Причины и источники.
Алматы большой, постоянно растущий город. Здесь больше двух миллионов жителей, далеко не самый современный автопарк и три крупных ТЭЦ, две из которых угольные. Верхняя, престижная часть города за последние двадцать лет была достаточно хаотично застроена многоэтажками. Нижние окраины плавно переходят в область и представляют собой сплошную малоэтажную застройку, где до сих пор для отопления жгут уголь.
А ещё у Алматы своеобразное физико-географическое положение. Город расположен в предгорной котловине, в результате чего он практически не проветривается. К этому надо добавить явление под названием "температурная инверсия". Из-за географических и климатических особенностей над городом образуется тёплая прослойка воздуха, своеобразная крышка, препятствующая движению вверх более холодного воздуха с поверхности земли.
В этом основная причина загрязнённости воздуха в Алматы. Это объективный, но не уникальный фактор. Подобные проблемы характерны для Лос-Анджелеса, Афин и многих других крупных городов.
Другой вопрос -- источники загрязнения. В Алматы нет сколько-нибудь крупной грязной промышленности. Остаются автотранспорт и ТЭЦ.
Алматинцы старших поколений часто отмечают, что машин в советское время было несоизмеримо меньше, воздух был чище, а значит, всё дело в них.
Вне всякого сомнения, автомобили являются очень значимым фактором. Особенно учитывая средний возраст автомобилей в Алматы. Кроме того, загрязнения -- это не только выхлопные газы. Это частички асфальта, покрышек, технических жидкостей. Есть вопросы и к качеству топлива в Казахстане.
Даже в Википедии указано, что "более 80% загрязнения воздуха в городе приходится на автотранспорт". Такая версия очень устраивает чиновников и городские власти. Ведь получается, что виноваты сами жители города. Можно ограничиться выражением озабоченности и вводом платной парковки на нескольких центральных улицах.
Однако сегодня существуют все возможности для анализа воздуха, проводятся научно-практические исследования. Их результаты и выводы опубликованы и находятся в общем доступе. Очень интересная работа была проделана весной 2020 года, в дни локдауна.
Тогда алматинцы, от нечего делать забравшиеся в горы, с изумлением и чуть ли не впервые увидели в долине свой город. Чётко и ясно. Смога не было.
В то же время расположенные в разных районах Алматы датчики продолжали фиксировать очень значительные превышения предельно допустимой концентрации по нескольким группам загрязняющих веществ. ТЭЦ в локдаун, естественно, продолжали работать.
А ещё есть подтверждённая многолетними наблюдениями зависимость. Во время отопительного сезона качество воздуха в городе значительно хуже, чем летом. А автомобилей на дорогах если и больше, то незначительно.
Сегодня в Алматы три ТЭЦ, все они введены в эксплуатацию в советское время. Нормы выбросов и загрязнений, соответственно, тоже советские, а значит, как минимум сильно устаревшие. От современных они отличаются в разы.
Одна ТЭЦ переведена на газ. Две другие продолжают использовать высокозольный бурый уголь. Он очень недорогой, и его запасы в стране колоссальны. Проекты по переводу оставшихся ТЭЦ на газ на протяжении пары десятков лет остаются проектами.
При сжигании угля образуются в том числе PM 2,5 -- взвешенные частицы размером до 2,5 мкм, это почти в 30 раз меньше толщины человеческого волоса. Они настолько малы, что не образуют визуального смога. Зато при попадании в органы дыхания легко проникают в кровь и имеют свойство накапливаться в организме. Сегодня по официальным данным почти 40% жителей Алматы страдают теми или иными респираторными заболеваниями.
Алматы регулярно попадает в списки самых загрязнённых городов мира, а например, за последний месяц качество воздуха было относительно безопасным только три дня. Сказались ещё холода, ТЭЦ работают интенсивнее.
Могут ли алматинцы как-то повилять на текущее положение дел? Я не знаю. И уж точно не нам, россиянам, об этом судить.
Ставьте лайк и подписывайтесь, впереди много интересного!