Тысячи гор вокруг, –
но птиц в них не видать,
Тысячи троп в горах, –
но ни одного следа.
Только маленький чёлн,
да старый рыбак в плаще,
Удит рыбу один,
а над рекою – снег.
Лю Цзунъюань (773 – 819)
В 1909 году Цинская империя попыталась провести очередную реорганизацию системы управления. Вместо старого морского ведомства (Цзунли хайцзюнь шиу ямэнь) создали Министерство по делам организации флота (Чоубань хайцзюнь шиу чу), которое возглавил принц Цзай Сюнь. В 1910 году новое ведомство было переименовано в Морское министерство (Хайцзюнь бу). Количество флотов сократили, Наньянский и Бэйянский флоты объединили, были созданы крейсерская эскадра и речная флотилия Янцзы. Гуандунский флот был переименован в Эскадру провинции Гуандун (Аохай цзяньдуй), он остался в распоряжении местного наместника.
В 1909 году Цинская империя сделала крупные заказы боевых кораблей на зарубежных верфях. Очередной заказ на канонерские лодки получила Kawasaki. По семилетней программе 1910 года она должна была построить для Цинского флота две мореходных канонерских лодки с бронированной палубой и высоким баком типа «Юнфэн» (Yongfeng). Это были увеличенные морские версии канонерских лодок типа «Цзянъюань» и «Чу ». Проект был разработан на базе японской канонерки Saga. Канонерские лодки «Юнфэн» и «Юнсян» были спущены на воду в 1912-1913 годах.
В 1911-1912 годах Синьхайская революция покончила с династией Цин. Судостроительная программа и бюджет были пересмотрены и правительство Юань Шикая в 1913 году заказало еще больше кораблей. Однако недостаток финансирования и Первая мировая война значительно скорректировали планы китайцев. Часть кораблей на стапелях была перепродана более платежеспособным клиентам, часть конфискована в связи с началом войны.
Для того, чтобы все-таки пополнить флот современными кораблями, верфи Цзяннань ( Jiangnan Shipyard) были заказаны еще две канонерки по проекту «Юнфэн» с небольшими изменениями (добавлен полуют). Третий и четвертый корабли проекта с небольшими изменениями, «Юнцзянь» и «Юнцзи» сошли на воду в 1914-1915 годах с технической помощью Японии.
«Юнфэн» 永丰 (永豐)[Yung Feng, Yongfeng или Wong Feng], с 3.1925-«Чжуншань» ( 中山艦, Zhōngshān, 中山 [Chung Shan]. Kawasaki, Кобе, Япония. Спущена на воду 1912. Вступила в строй 15 января 1913. Потоплена во время битвы за Ухань 24 октября 1938. Восстановлена в 1997 году как корабль-музей.
«Юнсян» 永翔 [Yung Hsiang]. Kawasaki, Кобе, Япония. Спущена на воду 30 марта 1912. Вступила в строй 1913. Затоплена 26.9.1937
Водоизмещение нормальное 780/830 тонн. Водоизмещение полное 1020 тонн. Длина 62,5 стр. 65,873 oa м. Ширина 9.00 м. Осадка 2,40 м.
Машины- 2 Вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 водотрубных котла. Количество валов 2, 1350 л.с. Максимальная скорость 13,5 узлов. Запас топлива 190 тонн угля. Броня- палуба 25 мм. Экипаж 108 человек.
Вооружение 1 x 1 - 105 мм/37 SK L/40 C/91, 1 x 1 - 76 мм/50 Armstrong 14pdr QF, 4 x 1 - 47 мм/40 Hotchkiss, 2 x 1 - 37 мм/27 Maxim
В августе 1937 года на «Чжуншань» был установлен 20-мм автомат, снятый с канонерской лодки (бывшего минного крейсера) «Цзыцян».
«Юнцзянь» «Юнцзи»
«Юнцзянь» Юн Чиен 永谦 [Yung Chien], с 1951-Йен Ань 延安 [Yen An]. Цзяннаньский арсенал (Kiangnan DYd), Шанхай. Заложена 1914 г. Спущена на воду 1914 г. Вступила в строй 1915 г. Затоплена 25.8.1937, восстановлена в 1946, списана в 1964
«Юнцзи» Юнг Чи 永解 [Yung Chi]. Цзяннаньский арсенал (Kiangnan DYd), Шанхай. Заложен 1914 г. Спущена на воду 1915 г. Вступила в строй 1916 г. Потоплена 21.10.1938, в Нанкине поднята 5.1940 (海兴 [Hai Hsing]), повторно захвачена 9.1945, списана в 1964
Водоизмещение нормальное 860 тонн. Водоизмещение полное 1039 тонн. Длина 62,5 стр. 65,7 oa м. Ширина 9.00 м. Осадка 3,0/3,50 м.
Машины- 2 ВТЭ, 2 водотрубных котла. Количество валов 2, 1300 л.с. Максимальная скорость 13 узлов. Запас топлива 150 тонн угля. Броня- палуба 25 мм. Экипаж 105 человек.
Вооружение 1 х 1 - 102 мм/50 Армстронг P, 1 х 1 - 76 мм/40 Армстронг N (с 1946 на «Юнцзянь» 2 х 1-76 мм/40), 4 х 1 - 47 мм/40 Гочкис, 2 х 1 - 37 мм/27 Максим
История Китайской республики началась с политической раздробленности Китая, превратившейся в эру милитаристов.
«Юнфэн» начал службу в составе Бэйянского флота. Судьба головного корабля серии оказалась тесно связано с отцом китайской национал-демократии доктором Сунь Ятсеном. В марте 1913 года «Юнфэн». прибыла к месту службы, в Юэчжоу (Шанхай). В июле 1917 года канонерка ушла в Гуанчжоу (Кантон) и присоединилась к войскам Сунь Ятсена вместе с частью флота под командой главкома адмирала Чэн Бигуана ( бронепалубный крейсер «Хайци», минный крейсер «Фэйин», эсминец «Тунъань», а также канонерки «Юнфэн» и «Уфэн», эсминец «Юйчжан» и транспорт «Фуань»). Канлодка «Юнсян» уже находилась в Кантоне вместе с бронепалубным крейсером «Хайчэнь» и канлодкой «Чуюй»
Однако мятеж Чэнь Цзюнминя сорвал Северный поход революционеров против северных милитаристов. Незадолго до нападения Е Цзюя на президентский дворец 16 июня 1922 года Сунь Ят-сен бежал на военно-морскую верфь Гуанчжоу и укрылся на борту крейсера «Хайци» , откуда перебрался на канонерку «Юнфэн», где к нему 27-29 июня присоединился Чан Кай-ши. «Юнфэн» и другие корабли затем около 50 дней пробивались мимо фортов Жемчужной реки, контролируемых Чэнь Цзюнмином, где силой, где переговорами. В итоге канонерка избежала огня береговых батарей на реке Хуанпу, встав на якорь в окружении иностранных судов, стрелять по которым Чен не рискнул.
Пересев на британский корабль Сунь Ятсен и Чан Кайши 9 августа ушли в Гонконг, откуда перебрались в Шанхай.
В 1923 году северный милитарист У Пэйфу подкупил большую часть флота Гуанчжоу , чтобы они ушли с революционного юга к нему. 19 декабря 1923 года командующий увел из Гуанчжоу пять кораблей – крейсера «Хайци», «Хайчэнь» и «Чжаохэ», канонерки «Юнсян» и «Чуюй».
«Юнсян» после дезертирства из Гуанчжоу присоединилась к Центральному флоту адмирала Ян Шучуана], а затем к Северо-Восточной эскадре (NES). В NES ее перевооружили четырьмя 6-фунтовыми орудиями в 1924 году. В марте 1926 года канонерская лодка поддерживала высадку морского десанта сил Чжан Цзолиня возле фортов Таку, обороняемых Фэн Юйсяном. В 1933 году «Юнсян» участвовал в краткосрочном мятеже после неудачного покушения на адмирала Шэнь Хунли.
«Юнфэн» остался верным Сунь Ятсену. и стал флагманом остатков эскадры Гуанчжоу. В ноябре 1924 года, после завершения очередного этапа гражданской войны, канлодка вывезла Сунь Ятсена с женой Сун Цинлин из Гуанчжоу в Пекин через Гонконг. После смерти Сунь Ятсена 13 апреля 1925 года «Юнфэн» переименовали в его честь-«Чжуншань», «Средняя гора», один из революционных псевдонимов доктора (Сунь Чжуншань). Гоминьдан возглавил Чан Кайши. Будущего генералиссимуса не устраивал ни союз с коммунистами, оставшийся от Сунь Ятсена ни налаженное им сотрудничество с СССР, в том числе в военной области.
В ноябре 1925 года националистический флот был передан под командование советского советника Андрея Бубнова , который назначил комиссара флота коммуниста Ли Чжилуна и.о. командующего флотом.
18 марта 1926 года Ли Чжилун приказал канонеркам «Чжуншань» и «Баоби» занять боевую позицию у острова Чанчжоу, где размещалась военная академия гоминьдана Вампу.
По версии Чан Кайши это была попытка переворота со стороны коммунистов. По версии КПК Ли Чжилун выполнял устный приказ Чан Кайши, послуживший провокацией.
Все мои подозрения сводились в тот момент к тому, что коммунисты намерены поднять восстание. Я не имел представления о том, насколько далеко простираются их коварные планы. Только позднее я узнал, что они готовились захватить меня и отправить в Россию. Чан Кайши.
Ночью 19 марта канонерка вернулась в Гуанчжоу, но теперь ее орудия были направлены на город.
Ночью 20 марта отряд солдат школы Вампу и 2-й дивизии высадился на «Чжуншань» и другие канлодки. Охраной командира дивизии был арестован Ли Чжилун, который при задержании был ранен. Утром 20 марта все политкомиссары и коммунисты 2-й дивизии и флота были арестованы. Гарнизон Гуанчжоу был усилен, в городе было введено военное положение. Чанкайшисты окружили помещения комитета Гонконг-Кантонской забастовки, пригородный квартал, где жили советские советники. Охрана советников, рабочие дружины и бронеотряд были разоружены. Чан Кайши упразднил Военный совет и объявил себя главнокомандующим Национально-революционной армией. Произошел чанкайшистский государственный переворот.
События, известные как Кантонский перворот, усилили позиции националистов и лично Чан Кайши в гоминьдане. Опасаясь потери советской военной помощи к утру 21 марта почти всех арестованных коммунистов и комиссаров Чан Кайши освободил. Однако его лидерство в Гоминдане стало бесспорным, чистки НРА от коммунистов продолжались. Ли Чжилуна генералиссимус казнил позже, когда полностью порвал с коммунистами.
После Северного похода «Чжуншань» патрулировала побережье Южного Китая для защиты от пиратов. В 1928 году она спасла пароход «Синьхуа», отбив его у пиратов.
В октябре 1929 года в результате взрыва боеприпасов канонерка затонула в Кантоне. С помощью специалистов из Цзиньнаня ее подняли и отремонтировали в Шанхае.
«Юнцзянь» и «Юнцзи» в начале 20-х присоединились к Центральному флоту, который держал нейтралитет в гражданской войне, до марта 1927 года, когда присоединился к Гоминьдану перед Северным походом. «Юнцзи» сражался с коммунистами в районе Чанша в 1930 году.
К 1933 году три канлодки ( «Чжуншань» , «Юнцзянь» и «Юнцзи») находились в распоряжении 1-й эскадры Центрального флота, «Юнсян» в Северо-Восточной (3-й) эскадре.
Японское вторжение и начавшаяся война с Японией принесли ROCN (ВМС Китайской республики) большие потери.
Центральный флот отступил вверх по Янцзы, блокировав устье вблизи Цзяньиня затоплением части своих кораблей и судов. Адмиралу Шену пришлось затопить корабли NES, чтобы закрыть японцам фарватер. Артиллерию сняли и передали сухопутным войскам. «Юнсян» 26 сентября 1937 года была затоплена экипажем в Циндао.
«Юнцзянь» на верфи Kiangnan в Шанхае, где она находилась в ремонте, потопили японцы 25 августа 1937 года, то ли огнем с кораблей, то ли самолетами с авианосца Kaga.
«Чжуншань», «Юнцзи» и другие канонерские лодки в начале войны находились в Ханькоу, чтобы эвакуировать правительственных чиновников в столицу военного времени Чунцин. Они подверглись воздушной атаке во время битвы при Ухане; 21 октября 1938 года «Юнцзи» была тяжело повреждена японским самолетом на Янцзы в районе Цзиньши и выбросилась на берег, а 24 октября 1938 года «Чжуншань» была потоплена японской авиацией на реке Янцзы между Ханькоу (Ухань) и Юэян. 25 моряков, включая командира канлодки Са Шицзюня ( племянник адмирала Са Чжэньбиня) погибли.
Многие китайские корабли, погибшие на мелководье, были затем подняты японцами.
«Юнсян» подняли в Циндао и она служила в местном порту. В 1946 году возвращена Китаю, в 1949 году ушла на Тайвань, где служила до конца 1950-х годов.
«Юнцзянь» стала портовым кораблем «Asuka» в Шанхае; 18 декабря 1937 года ее подняли японцы, отремонтировали и с 25 октября 1938 года IJN пополнился плавбазой «Asuka». В 1945 году ее переоборудовали в корабль ПВО и перевооружили, но 7 мая 1945 года американская авиация (B-29) все равно ее потопила в устье Хуанпу. После войны корабль подняли и снова ввели в строй под прежним названием как канонерскую лодку. С 1949 года канонерка служила в составе ВМС НОАК, в 1951 году ее переименовали в Йен Ан и списали в 1964 году.
«Юнцзи» служила марионеточному Реорганизованному национальному правительству Китайской Республики в Нанкине как Хай Син (Hai Hsing). 8 ноября 1938 года корабль захватили японцы как „Asuga”, позже отремонтировали, перевооружили(1x 100 мм, 1x 90 мм, 2 малых орудия) и 22 мая 1940 года передан марионеточному правительству Нанкина.
В сентябре 1945 года канонерка была захвачена гоминдановской армией и введена в строй под прежним названием. 25 апреля 1949 года коммунисты потопили ее на Янцзы, потом подняли и ввели в состав ВМС КНР под прежним названием, канонерка была списана в 1964 году.
«Чжуншань» в КНР корабль культовый. Соответственно, легендарная канонерская лодка была поднята, восстановлена и ныне является гвоздем музейной экспозиции собственного музея в Ухане.
Департамент культуры провинции Хубэй принял решение по восстановлению «Чжуншань» в 1986 году, 28 января 1997 года остатки корабля были подняты из Янцзы. К 2001 году был восстановлен внешний вид c 1925 года, за исключением некоторых повреждений, которые он получил при гибели в 1938 году. Восстановленная канонерка «Чжуншань» с мая 2008 года является главным экспонатом созданного под нее Музея военных кораблей Чжуншань в Ухане. Объект считается «первым плавучим музеем Китая». Музей расположен в районе Цзинькоу пригородного уханьского района Цзянся, в около 25 км к юго-западу от центра города Ухань. В 2003 году артефакты с корабля также были выставлены в Гонконгском музее береговой обороны .
Ряд источников приписывает строительство первой пары канонерок (иногда только головной) верфи Mitsubishi Shipbuilding в Нагасаки, что явно ошибочно.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам