Найти тему

«Скользкая» работа

Подготовка льда для хоккейного матча – отдельный вид искусства

16 января профессиональный праздник – Всемирный день ледовара – отметили специалисты, которые заливают, прессуют и реставрируют лёд на катках и ледовых аренах. Дата выбрана не случайно – именно в этот день родился американский инженер Фрэнк Замбони, который изобрёл ресурфейсер – ледовый комбайн для восстановления ледового покрытия.

Ледовая площадка "Арены-Металлург"
Ледовая площадка "Арены-Металлург"

Профессия ледовара – из категории редких. Этому ремеслу не обучают в техникумах и вузах, да и в трудовых книжках записей о ледоварах не найти. В эту профессию попадают по воле случая и остаются на долгие годы, пытаясь найти формулу идеального льда. Непростая – круглосуточная – работа ледоваров зачастую остаётся в тени, но без них не смог бы состояться ни один хоккейный матч.

Сергей Батищев, главный инженер ХК "Металлург"
Сергей Батищев, главный инженер ХК "Металлург"

Сергей Батищев по образованию – инженер по автоматизации металлургического производства, по должности – главный инженер хоккейного клуба «Металлург», а по призванию – ледовар с более чем двадцатилетним стажем. Сначала интересовался качеством воды, а затем увлёкся её твёрдым агрегатным состоянием, проще говоря, льдом. Начинал во Дворце имени И. Х. Ромазана, постигая новую профессию методом проб и ошибок. Литературы и учебников по ледоварению не было, но инженерная жилка заставляла его докапываться до сути явлений. В 2007 году перешёл в «Арену-Металлург» и вот уже шестнадцать лет отвечает за подготовку льда на главной хоккейной площадке Магнитогорска.

Лёд связан со всем оборудованием и является неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры.

– У нас есть специальная служба – ремонтировщики льда – это специалисты, которые ухаживают за льдом, – поясняет Сергей Батищев. – Одиннадцать человек обслуживают три арены. Состав воды, используемой для заливки, контролирует технолог.

Как главный инженер Сергей Батищев отвечает в «Арене» буквально за всё, начиная от состояния здания и коммуникаций до качества подготовки ледового покрытия.

– Буквально несколько минут назад общался с хоккеистами по поводу качества льда и получил от них благодарность, – отмечает Сергей Александрович. – Мы постоянно работаем над улучшением льда. В прошлом году разработали установку для увлажнения воздуха и теперь имеем возможность менять режимы и поддерживать лёд в отличном состоянии, независимо от климатических условий. Ни на одной ледовой арене такого нет. Дело в том, что в морозы воздух на арене очень сухой, до использования установки минимальная влажность составляла шестнадцать процентов, что приводило к сублимации льда, его испарению. В результате поверхность льда становится пещеристой, мягкой. На таком льду легко травмироваться. После того, как внедрили мощную систему увлажнения, которая работает круглосуточно, даже в сильные морозы спокойно поддерживаем влажность на уровне сорока процентов.

Изобретение магнитогорских ледоваров
Изобретение магнитогорских ледоваров

Система увлажнения – не единственная разработка инженера Батищева и его коллег. На сегодня оценка качества льда весьма субъективна, так как точных критериев для определения «хорошего» и «плохого» ледового покрытия пока не существует. В связи с этим магнитогорские ледовары сконструировали специальный прибор, позволяющий измерить прочность льда. Внешне агрегат напоминает детские санки, снабжённые лезвием от хоккейного конька – расположенное под определённым углом, оно имитирует либо отталкивание, либо торможение. При движении всей этой конструкции возникает сопротивление льда, которое измеряется динамометром. «Твёрдость льда по Батищеву», – смеётся Сергей Александрович.

– Сейчас пытаемся продвинуть наше изобретение в КХЛ, – отмечает главный инженер. – Если все хоккейные клубы изготовят точно такой же прибор, появятся некие критерии, которые можно будет привязать к качеству льда. Подобный опыт у нас уже есть. Так, по инициативе хоккейного клуба «Металлург» в регламенте КХЛ в общепринятой системе RAL были введены чёткие критерии цветов. Немаловажно, что руководство клуба всегда поддерживает наши инженерные поиски, не жалея на это ни времени, ни средств. В нас верят, и мы можем творить, пробовать, искать новые решения. Стараемся оправдывать это доверие. При таком отношении работать очень интересно.

Ледовая площадка "Арены-Металлург"
Ледовая площадка "Арены-Металлург"

Формирование ледового покрытия – процесс сложный и многоступенчатый. Всё начинается с бетонной плиты, лежащей в основании ледовой площадки. Это настоящий технологический «пирог», напичканный всевозможными техническими «штучками»: системой подогрева с несколькими уровнями теплоизоляции, трассами с хладагентом, с помощью которого происходит замерзание технологического пирога. К слову, именно от температуры плиты зависят свойства льда: достаточно понизить её ниже установленных требований – и лёд получится хрупким и ломким. Перед заливкой плиту охлаждают сначала до нулевой отметки, а затем до минус четырёх градусов, после чего при помощи специального оборудования наносят, а точнее распыляют тончайший слой воды – два–три миллиметра. Для получения необходимой толщины процедура заливки повторяется неоднократно.

Денис Савинов, ведущий специалист службы эксплуатации технологического оборудования
Денис Савинов, ведущий специалист службы эксплуатации технологического оборудования

Существует такое понятие – оптимальная толщина покрытия. Превышение стандарта чревато снижением качества верхнего слоя: холодильное оборудование может не справиться с поддержанием необходимой температуры, а тонкий лёд опасен образованием сквозных трещин.

Общего «рецепта» льда, подходящего для всех ледовых арен,
нет и быть не может, подчёркивает Сергей Батищев.

В каждом регионе свои климатические условия. В отличие от Магнитогорска, Челябинска, Новосибирска и Хабаровска, ледовые арены, расположенные в западной части России – Москве, Санкт-Петербурге, страдают от повышенной влажности, а у той же Уфы таких проблем нет. На качество льда влияет и химический состав воды. Из водопроводной или речной воды никогда не получится хороший лёд, соответствующий всем «хоккейным» требованиям. Поэтому перед нанесением вода проходит многоступенчатую подготовку. Начинается всё с отстаивания в огромных ёмкостях, затем она проходит несколько систем фильтрации, обеззараживание ультрафиолетом.

Растопочная яма
Растопочная яма

– У нас сложная система водоподготовки, – главный инженер указывает на переплетенье труб и резервуаров. – В тёплое время года используем для заливки воду одного химического состава, ближе к холодам – другого. Это необходимо для того, чтобы основные критерии льда – жёсткость, прочность, прозрачность – были примерно одинаковые. Поэтому, когда необходимо, в ноль убираем соль и жёсткость, потом, наоборот, добавляем. В жару нужно больше очагов кристаллизации для прочности льда, в холода добавляем умягчённую воду с водорастворимыми солями, чтобы на поверхности льда образовывалась плёнка воды, препятствующая испарению.

Система технологического оборудования
Система технологического оборудования

Кажется, что про лёд Сергей Александрович знает абсолютно всё. Двадцать лет он изучает воду и пытается найти ту «золотую» чемпионскую формулу льда, которая позволила бы магнитогорским хоккеистам завоёвывать новые награды и титулы. От ледоваров зависит качество ледового покрытия, а от него, в свою очередь, то, как чувствуют себя на льду хоккеисты.

Агрегаты технологического оборудования
Агрегаты технологического оборудования

– Лёд не варят, а наращивают, – уточняет Сергей Александрович. – Структура искусственного льда противоположна той, что создаёт природа. На водоёмах лёд формируется сверху вниз, у нас – снизу вверх. В природе температура воздуха отрицательная, а воды – положительная, у нас наоборот – температура плиты отрицательная, а воздуха – положительная. Существуют СНиПы эксплуатации ледовых арен, в которых прописано, что температура воздуха для хоккеистов должна быть не выше минус пяти градусов, для фигуристов – не выше минус четырёх. Кроме того, на высоте полутора метра от катка температура воздуха должна быть двенадцать градусов, а скорость – 0,8 метра в секунду. Это способствует хорошему воздухообмену и создаёт комфортные условия для игры. Если повысить температуру, то игрокам будет жарко, понизить – холодно.

Обслуживание ледовой поверхности – не менее важный процесс. Это только со стороны кажется, что быть оператором ледового комбайна легко и просто. На деле далеко не каждый, кто умеет водить автомобиль, сможет обуздать ледовую технику – этому нужно учиться.

Лёдозаливочные машины ZAMBONI
Лёдозаливочные машины ZAMBONI

– Совершенная техника! – отмечает Сергей Батищев, глядя на ледозаливочный комбайн «Замбони», неторопливо выезжающий на арену. – Эта машина проверена годами, она эксплуатируется по всему миру, в настоящее время в ней устранили все недостатки и можно сказать, что это вершина инженерной мысли.

Ледовые машины выполняют сразу несколько функций: они заливают и строгают лёд, причём одновременно.

Виктор Голубничий, водитель льдоуборочного комбайна
Виктор Голубничий, водитель льдоуборочного комбайна

Поэтому оператору необходимо поддерживать стабильную скорость и следовать по опредёленным траекториям, чтобы равномерно снять слой повреждённого льда и залить его водой. Ну и, конечно же, приходится сохранять ледяное спокойствие. Эмоции хороши во время ледовых баталий.

Рабочий процесс
Рабочий процесс

Снежную стружку комбайн сгребает в специальный бак. После чего оператор задаёт покрытию жару, подавая на очищенную поверхность льда горячую воду. Благодаря высокой температуре вода замерзает не сразу и успевает проникнуть в трещины и углубления. Последний этап – разглаживание льда специальным «мокрым полотенцем». Когда всё сделано, комбайн уезжает с арены и сбрасывает стружку в растопочную яму.

– «Металлург» – единственный клуб в России, который работает на оборотной воде, – подчёркивает Сергей Батищев. – После того, как снежная стружка превращается в воду, фильтруем, убираем из неё «биологию»: кровь, пот и слезы, пролитые хоккеистами, а иногда и выбитые зубы. Когда вода становится стерильной, используем её для подпитки.

За работой
За работой

За минувшие годы Сергей Александрович наработал богатый практический опыт, который лёг в основу многочисленных научных статей, возможно, когда-нибудь он напишет книгу про лёд и профессию ледовара, которой не обучают ни в одном учебном заведении. В завершение встречи Сергей Александрович признался, что, несмотря на внешнюю суровость, растопить сердце ледовара не сложно, достаточно поблагодарить его за непростой и зачастую невидимый труд.

Автор: Елена Брызгалина

Фото: Андрей Серебряков